Гастроли Гамбургского балета. Часть первая.

May 05, 2012 11:10


Всем доброго утра!

Зашел, чтобы рассказать о первом гастрольном спектакле ноймайеровской труппы. Интернет у меня всего на день, и тот нужен для важных дел, поэтому сэкономлю время на литературной обработке и буду писать в формате "Мои впечатления от ..."

Итак, мои впечатления от первой части гастролей Гамбургского балета.

На правах врезки: впечатления о второй части - "Нижинском" -  ждите вечером в воскресение.
Ну а пока - о "Третьей симфонии Малера".

Третья симфония Малера.
Что бы ни строчила Юлия Яковлева в своей мерзкой афишке - балет абсолютно гениален. Хореография Ноймайера не иллюстрирует музыку, не выражает собственные мысли балетмейстера - она сосуществует со звуковым рядом, сливается с ним в единое целое. Если попробовать определить характер взаимодействия движения и музыки метафорически - можно сказать, что Ноймайер как бы вписал в партитуру Малера строчку для труппы танцовщиков (имею в виду аналогию со световой строкой у Скрябина).

Поражает умение балетмейстера организовывать материал во времени - два часа действия, с одной стороны, пролетают незаметно, а с другой - гипнотизируют зрителя, заставляя забыть о течении времени. Если бы меня спросили в какой-то момент - сколько я уже сижу в зале, я бы не смог ответить. Точно рассчитаны кульминации и спады, уплотнения и разряжения хореографической фактуры. Насыщенные комбинации чередуются с пробежками, танцевальные эпизоды - с почти статичными группами, где работают только свет и сценография (черный и светлый, подсвечиваемый, задники и такие же кулисы уходят наверх и опускаются).

В балете соседствуют два стиля - фирменно-ноймайеровский, заставляющий вспомнить кордебалетные сцены и ансамбли из "Русалочки", "Смерти в Венеции" и т. д., и второй - чуть ориентированный на белую неоклассику Баланчина. Впрочем, и в "ноймайеровских" эпизодах есть скульптурные построения, вызывающие в памяти баланчиновские постановки (имею ввиду не конкретные образы из творчества мистера Би, а скорее "технологию" образования этих групп и их жизнь в танце - соответственно, говорю не о подражании со стороны Ноймайера, а о перекличке хореосимфонического мышления двух балетмейстеров). Содержательно первый стиль применяется в драматических эпизодах, второй - в просветленно-лирических. Мимоходом замечу, что в нескольких группах есть переклички (думаю, намеренные) с рисунками Ф.Лопухова к "Величию мироздания" - своего рода отсылка к тому, откуда пошла есть русская земля танцсимфония, как жанр.

Литературного либретто, разумеется, нет, но, думаю, у каждого зрителя возникли свои ассоциации с увиденным.

Лично у меня: первая часть ("Вчера") - с отражением первой мировой войны в немецком экспрессионизме, с толлеровским "Превращением",  (кстати, сейчас заглянул в программку и нашел в авторских комментариях как раз слова о войне), отдельные моменты - с официозным искусством Третьего Рейха; "Лето" и "Осень" - с образами мира, с неудачной попыткой укрыться от кошмара разрушения (а местами - с прошлым, по отношению к первой части, временем мира, с воспоминаниями о навсегда утраченном); "Ночь", "Ангел" и "Что говорит мне любовь" - с неким путем героя к обретению просветления. Снова мимоходом замечу, что мысли о первых десятилетиях XX в. пришли даже не столько от хореографии (хотя в ней это тоже прослеживается), сколько от музыки Малера, от фанфарного лейтмотива, похожего на тему Петрушки из балета Стравинского.

Великолепна труппа!
При всей своей обычной строгости могу придраться только к двум девочкам во второй линии кордебалета в "Лете" - они чуть отставали по музыке. Прекрасны солисты - конечно, Отто Бубеничек, но особенно - Элен Буше.
Хотел еще назвать невысокого танцовщика, выходившего на соло в первой части, но не сумел его отождествить с каким-то из имен в программке:)

Закончу лирикой - безумно рад за всех, кто смог попасть на спектакли, безумно сочувствую тем, кто хотел и не смог, а вообще - Ноймайера в наши театры! Одна только "Русалочка" в Стасике на всю Россию - явно не дело!!!

Ноймайер, Третья Симфония Малера, Бубеничек Отто, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Дан, Гамбургский балет, Буше, Балет

Previous post Next post
Up