Aug 19, 2017 00:55
ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ... ЕЩЕ НА МЕСТЕ
Случайно попал на "Дон Кихота" к Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василеву. Ну как случайно? На работе планировалось долгое и обстоятельное заседание, и я понял, что для полного переключения в осенне-зимний режим мне необходимо сходить на балет. А за приличным балетом в августе нужно идти в Новую оперу, на спектакли ГАТКБ.
"Дон Кихот" когда-то был второй увиденной мною постановкой из репертуара этого театра. Саму редакцию я считал и до сих пор считаю исключительно удачным микстом московских и петербургских традиций. "Таверна" у Касаткиной и Василева следует за "Сном", как в Мариинке (то есть, две испанские картины разведены внутри балета; лично мне это нравится больше, чем расположение их друг за другом). Но последний акт идет в герцогском дворце, как в Большом и в Стасике, и сохранены все московские дивертисментные номера: соло цыганки К.Я. Голейзовского, Карменсита, Джига и парное Болеро Р.В. Захарова. От самих постановщиков в спектакле: начало пролога, в котором Базиль бреет дон Кихота, а этот последний принимает вошедшую Китри за Дульсинею, танцевальная партия Гамаша, сочиненная когда-то для Владимира Малахова, полутанцевальная партия лошади, изображаемой племянницей дон Кихота Антониной и бакалавром Караско, соло Амура в последнем акте на музыку танца амурчиков (дети в ГАТКБ не танцуют), ну и некоторые второплановые подтанцовки.
Со времени моего с ним знакомства спектакль сменил декорации. Раньше действие первого акта разворачивалось на небольшой площади в предместье Барселоны, после "Мельниц" опускался интермедийный занавес с изображением паутины, дриады и амуры обитали в палево-бежевых кущах, а свадьбу праздновали в парадном красно-белом дворцовом зале с видом на озеро. Сейчас от былого театрального великолепия осталась только комната дон Кихота в прологе, темная с низким потолком таверна и горящие канделябры из прежнего дворца. Площадь трансформировалась в гавань с открывающимся вдаль морским пейзажем, окруженным маленькими домиками средиземноморской архитектуры (на кулисах), дриады переселились в густой темный лес, стены герцогского зала покрылись стальными отливами и черными виньетками. Отсутствие выгородок делает сцену огромной и пустой, а жесткая графика и пестрота декорационного рисунка не гармонируют с мягкими линиями и спокойным сочетанием красок в костюмах.
Поменялся, конечно, и состав солистов. Я никогда не был сторонником смешения рецензий с мемуарами, но сегодня разрешил себе в волю повспоминать о недавнем прошлом. И мне вспомнился Эспада Владимира Стурова - одновременно суровый и артистичный. Как он стелил мулету к ногам Уличной танцовщицы! А как бросал прямо в зал последний жест своего танца в таверне?! Вспомнилась и Уличная Екатерины Березиной - элегантная, насмешливая, вбегавшая на площадь как будто бы специально для того, чтобы взмахом веера вернуть в реальность опешившего Гамаша, покрывавшая сцену ажурным узором движений в вариации. Вспомнился миниатюрный Амур Дианы Косыревой, выпорхнувший из балетов Дидло, и ее Китри.
Сегодняшняя Китри - Наталья Огнева - впрочем, ничем не разочаровала. На ее выступление я шел целенаправленно, и мои ожидания она оправдала сполна. Наталья из тех балерин, которые вроде бы не показывают ничего особенного, но танцуют и играют с такой отдачей, что, глядя на них, невольно заражаешься настроением их героинь. Так случилось и сегодня. Все секреты огневской Китри я знал заранее (она танцевала в том самом, давнем, первом для меня касвасовском "Дон Кихоте"), но впечатление пересмотра чего-то знакомого сработало только в прологе и в начале первого акта, а дальше ... Дальше передо мной была барселонская девчонка, резвящаяся на площади, обольстительная дриада из волшебного сада, и снова девчонка, но уже празднующая свадьбу.
Артем Хорошилов (Базиль) стал умнее и тоньше играть. В пантомиме и адажио я им любовался. В танце он осторожничал, но критиковать за это я его не стану. Театр дает спектакли без перерывов с 31 июля, а выступать через день в больших партиях и выкладываться каждый раз без остатка не по силам никому.
Заметно похорошел со времени моей последней с ним встречи Гамаш Николая Чевычелова. Кривляться на сцене и не впадать в дурновкусие - сложная задача. Раньше ее образцово выполнял педагог Чевычелова - Владимир Муравлев, а теперь так же образцово, и, при том, по-своему, выполняет Чевычелов. Но Муравлева я видел на излете карьеры, он в Гамаше больше играл, а Чевычелов еще и много танцует. Партия до предела заполнена прыжками и вращениями, дающими повод для новых буффонных положений, вроде соревнования с солистками Гран па в начале третьего акта.
Александр Пушкарев по-прежнему хорош дон Кихотом. В целом роль выстроена у него на тех же приемах, что и у Алексея Лопаревича, но больше подчеркнуты старомодные аристократические манеры гран сеньора, и все чудачества проделываются с невозмутимой серьезностью, придающей им трагикомический оттенок.
Из ранее не виденных лиц отметил для себя Ирину Довидовскую (цыганка). В медленной части соло ее кисть чувственно, по-цыгански, сбегала вниз вдоль корпуса.
Из уже знакомых - Полину Кырову (Мерседес). Она оригинально отыграла тот момент, когда Гамаш и Лоренцо набредают на нее в поисках Китри. Обычно после этого Мерседес возмущается тем, что ее потревожили. Кырову же не устроило, что Гамаш продолжил поиски, а не остановился на ее героине.
Очень рад был застать еще танцующей Ирину Гришину - и на площади, и в таверне, и на свадьбе и даже среди дриад. Но, по правде говоря, предпочел бы многочисленным ее выходам в массе один сольный - в "Джиге", эх, пересмотреть бы снова ту "Джигу", пересмотреть бы ... Это опять из области мемуаров.
Кордебалет на площади слишком активно аккомпанировал героям, при малом числе артистов это рождало суету. Зато на удивление слаженно танцевал в таборе и вполне прилично - во "Сне".
Вечер удался, отчасти благодаря артистам, отчасти - за счет моих собственных воспоминаний.
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено
Кырова,
Березина,
Довидовская,
Стуров,
Косырева,
Дон-Кихот,
Балет,
Хорошилов,
Муравлев,
Чевычелов,
Огнева,
ГАТКБ Н. Касаткиной и В. Василева,
Пушкарев,
Гришина