Sep 16, 2017 18:18
ИМ ЗАКРЫВАЛ, ИМ ЖЕ И ОТКРЫЛ
Прошлый сезон я закрыл для себя "Лебединым озером". "Лебединым озером" же, но на другом конце Большой Дмитровки, открыл нынешний.
Заступлюсь за раскритикованного некоторыми очевидцами Дениса Родькина. Партия Зигфрида, по-моему, не самая выигрышная для танцовщика. На протяжении двух актов ему приходится показывать почти одни только стандартные качества балетного принца, и все это - в белом трико, высвечивающим малейшие погрешности движения. Погрешности вчера время от времени имели место, но было и то, ради чего этого принца стоило увидеть. Когда в первой картине ему подали меч, Зигфрид взглянул на него и глубоко задумался о своей судьбе и долге. Охватившее его смятение подготавливало будущие душевные коллизии (не забудем, и Злой гений, и Одетта являются ему из-за рыцарского геральдического щита). Когда в финале первого акта принц остался на сцене один, его рука сама, как бы неожиданно для него, поднялась для клятвы - полуосознанность жеста предвещала будущую измену мечте и крах идеального лебединого мира.
Кордебалет и солисты поначалу растанцовывались. Я уже решил для себя, что выход из отпусков и есть выход из отпусков, но антре лебедей прошло намного живее вальса и полонеза, а коридор из 24-х зеркаливших друг друга белых фигур был неописуемо прекрасен.
На выступление Светланы Захаровой я шел со смутным чувством тревоги. Два года (столько она не танцевала "Лебединое озеро" в Москве) - большой перерыв, а заданная Светланой для себя самой планка очень высока. К счастью, ни малейшего повода для разочарования не возникло. С первых шажков на пальцах и до исчезновения за щитом в конце ее Одетта демонстрировала такое же совершенство классической формы, как и в лучших спектаклях прежних лет.
Второй акт открылся великолепным соло шута - Георгия Гусева, соединившего умопомрачительной высоты прыжки со стилизованной готической пластикой. В этом моменте Гусев был очень хорош, готов присоединиться к высказанным в его адрес похвалам. В первой картине он находился в числе растанцовывавшихся. Ну и лично мне несколько мешало то, что танцевальная манера и актерская трактовка большинства сцен там близко напоминали Вячеслава Лопатина, поневоле приходилось сравнивать.
Набравшее уже обороты действие немного просело на эпизоде с невестами. Дивертисмент из пяти номеров мне всегда казался длинноватым. Недаром большинство балетмейстеров, начиная с Петипа, ограничивалось четырьмя. Да и первым в нем идет длиннейший чардаш, построенный почему-то на арабесках вместо венгерских батманов.
Но, может быть, некоторая монотонность пошла спектаклю даже на пользу. Тем эффектнее прервался дворцовый праздник с неожиданным прибытием на него Одиллии, разом оттеснившей остальных невест-претенденток. Если во многих прежних спектаклях безусловной кульминацией у Захаровой оставался белый акт, то вчера каждая следующая сцена была по-новому хороша.
Злой Гений (Игорь Цвирко) сам по себе не вызвал никаких нареканий. Конечно, не стоило бы ставить его в трио с такими высокими партнерами, но там, где Ротбарт действует отдельно, Игорь был эффектен: крадущаяся в озерном тумане черная тень в финале первого акта, мощный, сметающий все на своем пути порыв бури - в финале второго.
© А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено
Лебединое озеро,
Большой театр,
Родькин,
Захарова,
Цвирко,
Гусев,
Балет