Нас чрезвычайно удивило, когда слова, сказанные в русле святоотеческих рассуждения и ничем не противоречащие известным догматам, подверглись яростному осуждению,
и даже обвинениям в ереси. Недоумевая, мы начали выяснять, в чём же дело, хотя по-хорошему как раз обвинителям следовало бы обращаться к нам за выяснением прежде вынесения приговоров.
В результате из того, что вообще удалось понять, определился ряд вопросов, по каждому из которых постараемся дать ныне полный ответ. Если же появятся новые, мы всегда готовы и их обсуждать. Ибо как сказано в Писании, всякому вопрошающему об уповании давать ответ с кротостью и смирением.
Первым делом ответим на самое популярное возражение:
"Святые пишут, что есть только про три свойства, значит свойств три".
Трудно согласиться с подобным утверждением, поскольку святые отцы именно так не пишут. Во всяком случае нам о том пока неизвестно. Но наши оппоненты приводят следующие цитаты, которые разберём:
Во-первых, конечно есть группа цитат, в которых отцы пишут просто про три свойства, но эти случаи разобраны нами - когда они пишут кратко, указывая три и не вдаваясь в более детальное рассмотрение, либо, говоря о трех, определённо имеют в виду три группы свойств, относящихся к Трём Лицам.
Да мы и сами так поступаем, когда отвечаем людям простым, только приступающим к изучению катехизиса. Для таких, непривычных к твёрдой пище стараемся не усложнить и без того не вполне удобное к восприятию учение Церкви, излагая его по возможности кратко и упрощённо.
Во-вторых, есть ряд цитат, в которых вроде бы прямо утверждается, что есть лишь три и только Ипостасных свойства. Например, нам предъявляли такие слова преподобного Иоанна Дамаскина:
«И по причине Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, то есть потому, что Отец имеет это, - кроме нерождаемости и рождения, и исхождения. Ибо одними этими только ипостасными свойствами различаются между Собою три Святые Ипостаси, нераздельно различающиеся не по сущности, а по отличительному свойству отдельного Лица» (Кн.І, гл.8, перевод с сайта "Азбука веры).
Видите же, говорят, сказано "только этими"!
Видьте и вы, отвечаем, как звучит текст в другом переводе (сайт Вехи):
«и чрез Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, потому, то есть, что Отец имеет все это, - кроме нерождаемости и рождения, и исхождения. Ибо одними только ипостасными свойствами и различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси».
Очевидно имеется разница в переводах, и нам самим важно, какой из них точнее передаёт мысль преподобного, писавшего буквально:
«Καὶ διὰ τὸν Πατέρα ἔχει ὁ Υἱὸς καὶ τὸ Πνεῦμα πάντα, ἃ ἔχει, τουτέστι διὰ τὸ τὸν Πατέρα ἔχειν αὐτά, πλὴν τῆς ἀγεννησίας καὶ τῆς γεννήσεως καὶ τῆς ἐκπορεύσεως. Ἐν ταύταις γὰρ μόναις ταῖς ὑποστατικαῖς ἰδιότησι διαφέρουσιν ἀλλήλων αἱ ἅγιαι τρεῖς ὑποστάσεις οὐκ οὐσίᾳ, τῷ δὲ χαρακτηριστικῷ τῆς οἰκείας ὑποστάσεως ἀδιαιρέτως διαιρούμεναι».
Так что ещё никто не показал нам текста, вышедшего из под пера святого отца, чтобы в нём недвусмысленно утверждалось то, чего хочет там увидеть противная сторона.
Да и странно было бы такое прочесть, ведь это бы полагало в Боге, в Его внутритроичном бытии некий предел. Раз Бог Троица, то и свойств не больше трёх... Почему? И не есть ли именно это ересь, вводящая для Бога искусственное ограничение?
Соборы явным образом говорили о Троице, устанавливали Троический догмат, но разве какой-то собор устанавливал число ипостасных свойств? Причём, не одних только известных нам, но также и вообще всех?
Мы видим, что и святые отцы по отдельности также этого не писали. А если кто может показать обратное, мы будем рады это изучить.
Говорят, что в одном из деяний V Вселенского Собора сказано: "мы почитаем Единицу в Троице и Троицу в Единице, имеющую чудесное разделение и единение: единицу по существу или божеству, Троицу же по свойствам или по ипостасям или лицам"; дескать, раз Троица по ипостасям, то и свойств тройка.
Решительно не видим необходимости так думать.
Пример. Есть четыре предмета или два человека, различающиеся по множеству признаков, также и по таким, которые нам не видны и неизвестны. Что мы скажем о них: четыре предмета и два человека по числу. Но и по свойствам тоже, и не потому, что количество различий равно числу объектов, но потому что сколько бы свойств не было, они по-прежнему различают только четыре предмета и двоих людей. Поистине удивительно было бы, если каждое отличие прибавляло количество людей или вещей!
Видимо, здесь причина в каком-то суеверном страхе или образе мыслей, присущем людям несмысленным, которые используют вульгарную поговорку "бог троицу любит".
Повторим: Церковь имеет догмат о Троице, но не имеет догмата о тройке ипостасных свойств.