Словесные и иные сложности в дискуссии о персонализме

Jun 11, 2018 16:20

I. В моих беседах с "Вячеславом Фоминых" выяснилось, что он только сейчас кажется начал понимать некоторые вещи. Например, что когда я говорю, что во Христе вся человеческая природа полностью обожена, я имею в виду именно это. К сожалению, Вячеслав с Киприаном решили, что тем самым я верю, что путём обожения человеческой природы во Христе во всех человеческих ипостасях эта природа также обожилась. Это позволяет им как бы намекать на любимую тему Киприана о новых римокатолических измышлениях, но легко же видеть, что ничего подобного в моих рассуждениях нет и не было никогда. Если бы они отвлеклись от желания осудить персонализм любой ценой и задумались над предметом беспристрастно, это им было бы сразу ясно:

1. Во Христе же действительно присутствует вся человеческая природа без исключения. То есть нет ничего такого в человеческой природе, что не было бы воспринято Христом в Воплощении.

Понятно ли сказанное моим собеседникам? {1}

2. Во Христе в полной мере эта природа была обожена в высшей степени.

Это то, что я писал и я не писал ничего больше этого, как бы этого не хотелось моим доброжелателям.
Однако, сказанное позволяет сказать, что вот эта вся человеческая природа и была обожена во Христе. И никакой иной человеческой природы (которая бы Христом не была воспринята) в природе не существует.

Существует некоторое число (в настоящее время порядка 7 мрд.) существ, в смысле индивидуумов, той же человеческой природы - ипостаси. Для спасения для вечности этих ипостасей Божественный Логос (Вторая Ипостась Троицы) вочеловечился (воспринял человеческую природу) и взошёл на Крест. С момента смерти и Воскресения Христова каждая человеческая ипостась может свободно, то есть добровольно и произвольно) приступить ко Христу и приобрести возможность обожения. Более того, ей необходимо это сделать для спасения.

Но спасаются не человеческие природы этих индивидуумов - они в всех тождественны и точно такие же как у Христа. И обожение для их природ возможно в силу того, что вся человеческая природа совершенно обожена во Христе.

Это я и утверждал, говоря, что спасти Христос пришёл не природу, а ипостаси всех существ человеческой природы. Отсюда и получается, что для этого нужен Крест и Воскресение, тогда как полное обожение всей человеческой природы произошло уже в Боговоплощении и если бы дело было только в спасении природы, то этим можно было бы и ограничиться.

II. Мои оппоненты пытались пугать меня святоотеческой фразой "ипостась есть природа с особыми свойствами", приводя её в разных переводах и формулировках. Хотелось бы узнать у них наконец - это словосочетание "особенные свойства" они относят к природе или к ипостаси? {2}

Как хорошо известно, ипостась имеет собственные свойства - Ипостаси Троица различаются лишь ими, своими ипостасными свойствами, а не природой и не свойствами природными.

Кстати, в Боге "рождаться" и "быть рождённым" - это свойства ипостасные. А в человеке свойство рождать детей - это к чему относится? Это свойство природное или ипостасное? ;-) Но это в скобках, так сказать.

В Писании говорится, что Бог "всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти" (1Тим.2:4). Понятно, что это сказано о Божьей воле. Это воля относится к Божественной природе или Божественной ипостаси? Иначе и условно говоря, таковая воля есть природная или ипостасная? {3}

III. Признание того, что ипостась имеет свойства, которые никак не связаны с природой - это не является ли признанием того, что ипостась в некоем смысле от природы независима. Ипостась имеет свойства и уже этим преимуществует над природой, тогда как в природе нет ничего такого, что бы делало её в каком-либо смысле выше ипостаси.

IV. Человеческая природа может претерпеть существенный урон, так в смерти она теряет как бы половину себя - свою материальную составляющую. При этом ипостась никак не изменяется - мы молимся о покойных и молим святых, от которых (прости, Господи!) остались только их души. Но мы их опознаём, называем их именами, говорим им "ты". Ипостась же есть (см. выше) природа и особые свойства, а не 1/2 природы и 1/2 свойств...

Ипостась может приобрести того, чего не имела - Божественный Логос воипостазирует человеческую природу, оставаясь ипостасно самотождественным.

Мой эмбрион со мной нынешним имеет общего лишь ДНК. Во всяком случае, я-младенец и я-старец - это одно и то же я, та же ипостась, хотя все клетки поменялись, все атомы в организме уже другие. Травмы, хирургические операции, подключение механических и иных устройств, существование в состоянии комы etc.

_

персонализм, богословие, Церковь, ереси

Previous post Next post
Up