О МОНАРХИИ И МОНАРХИЗМЕ -- моя позиция

Mar 16, 2015 15:04

"Как писал Св. Император Иустиниан (новелла VI), Бог дал человечеству два дара: Царство и Священство, то есть говоря современным языком, со всеми поправками, Государство и Церковь. Это два дара одинаково божественных, не одинаковы по величине - Священство, конечно, выше Царства. Но и власть как принцип была установлена Богом, а не произошла из "общественного договора" и какого-то другого решения людей. И сам принцип власти священен, что утверждается в словах Ап. Павла:

"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены". (Рим.13:1)

Принцип этот утверждён Богом даже для бессловесных тварей:

"Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство".
Прп. Исидор Пелусиот

Как и таинство брака было оставлено Богом и после грехопадения, чтобы не упразднился человеческий род, принцип власти защищает человеческие сообщества от безначалия, то есть анархии и хаоса.

Посему Церковь признаёт и почитает властителей не только христианских. Ведь Церковь признаёт институт брака у язычников, освящая и приводя к совершенству его в Таинстве Браковенчания. Так и через Помазание на царство Церковь освящает и открывает высшее измерение для служения царя, возможного и среди нехристианских народов.

***

Исторически первым земным властителем был Нимрод, по происхождению хамит - внук Хама, сын Куша. Ведь проклятие было возложено не на Хама и всех его потомков, но только на сына Хама Ханаана, а другие были от него свободны.

Не вынеся прямой и непосредственно теократии времени Судей народ Израиля испросил себе Царя, которого Бог дал и помазал его руками пророка Самуила. Ещё при живом Сауле Бог послал Самуила помазать Давида - следующего Царя Израиля.

Наконец, после обращения Константина Великого появилась возможность Христианской Монархии. Трансформация республиканской формы правления Первого Рима привела к образцовой форме правления Империей, которая до последних своих дней (1453 г.) оставалась по сути республикой, ибо Император, который первоначально был только временной должностью военного вождя, вобрал в себя должности народного трибуна, консула, претора и диктатора. В Византии не было закона о престолонаследии. Он в России-то появился только при Павле I.

Ни наследственность передачи власти, ни её единоличность, ни Помазание на Царство, ни именование монархом не являются образующими характеристиками монархии как таковой - только единоличность верховной власти. Хотя и здесь есть варианты, поскольку в той же Византии были соправители. Василевс через институт соправительства пытался протащить на трон своего сына - а что было делать, когда закона не было и народ не принял бы такой прогрессивной, вернее, архаичной идеи. Рим разобрался со своими царями в самом начале своей истории и сохранял республиканский внутренний настрой.

Монарх - от монос - один, архе - начало, отсюда - начальство, монархия - единоначалие, власть одного, не важно, как именуется: Император, Царь, Президент etc. Сердце монарха - в руке Божией, монарха не только православного. Но и любой властитель, хороший или плохой - от Бога:

"из ... Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет блаженный Феодорит: «если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер. 3, 15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис. 1, 26).
Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими» (ср.: Ис. 3, 4).
Свт. Феофан Затворник.

Признавая законность власти, Церковь учит слушаться и подчиняться ей, служить правителю не за страх, но за совесть, воздавать ей честь и выполнять всё, что власть требует, кроме тех случаев, когда она принуждает совершить нечто, противоречащее благочестию. В Основах Социальной Концепции Русской Церкви это отмечено особо:

"Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".

ОСК.III.5 http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
***

Православие, Цари, Церковь

Previous post Next post
Up