Департамент образования г.Тольятти. Совещание руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
презентация, расшифровка текста и аудио здесь расшифровка текста:
Дорогие коллеги!
Несколько вводных слов. Это проект, который разворачивается последние три года по крайней мере в пяти городах. Это Ижевск, Казань, Нижний Новгород, в Самаре мы много что сделали. И много что сделали в Тольятти. Проект очень сложный. И вот, как мы сейчас договорились с главой города, мы этот проект будем потихоньку разворачивать в Тольятти. Он заключается в чем - это вовлечение людей в процессы проектирования, в процессы стратегирования города. И основание очень простое - проводится много всяких мероприятий: «Город будущего», сессии, форумы, недавно был «Стартап форум». Всё время возникает вопрос: где молодёжь? Где дети?
Мы этот проект сейчас аккуратно разворачиваем, и он строится прежде всего на предельно понимаемых технологиях мышления. Если говорить в логике ФГОС и образовательных программ, то это та, непонятная «прослойка», где есть метапредметные и личностные результаты освоения образовательной программы. То есть во ФГОС это дело заложено.
И вот вопрос - меня попросили выступить здесь перед руководителями дошкольных учреждений. Я сначала удивился, и говорю: «Зачем?!». Мы до маленьких детей ещё не добрались. Мы много работали по «практикам здоровья» с разными возрастами, а по поводу проектной и коммуникационной подготовки детей добрались до возраста 11 лет…
Но опыт работы с детьми есть. У меня дочка пошла в школу. Она на занятиях по информатике замечательно играет в «лего», а дома осваивает информационные технологии… И в этом смысле, я думаю, что, наверное, в садиках начинать с 3-5 лет было бы здорово! Но что можно сделать по этому проекту я пока не понимаю.
Поэтому у меня такое информационное сообщение и такая попытка перевода в другую действительность. Я в прошлой жизни - инженер и занимался проектированием и испытаниями автомобилей. Там кроме чертежей и документации прежде всего были важны «коммуникационные игры». Так в принципе работают все проектные бюро и группы, и вся проектная деятельность строится в игровой форме, потому что задаётся неопределённость, необходимость создания нового, иного и т.д.
Соответственно, семиотика другая, инженерные конструкции и чертежи. И это, как бы ход в сторону конструктивного мышления. Я сейчас кратко пройдусь по устройству проекта.
Рис. 1
В центре - проект «экрана». Вот представить такой «экран», где не эти 17 рублей и т.п. по поводу чего скандалят, а перспективы, возможности и шансы. Такой «экран», на который любой житель города или страны может посмотреть и искать там связи со своими делами. Вот тут на Марс собираются лететь, тут - электромобили, тут - ракеты или ещё что-то. И человек на этом экране планирует свою жизнь. Вот такого рода «экран», как он устроен - это уже второй вопрос…
Вокруг - четыре области. Сверху проекты и программы («проектная среда») - городские, государственные, международные. Процессы проектирования, постановки каких-то новых целей, и задание вот этих процессов развития. Не функционирования и похорон всего, как обычно, а именно развития! Потому что «Рождающийся город», так как дети всё равно рождаются и вырастают.
Слева - идея и механизмы «экспертной среды». Здесь совсем другое понимание экспертизы - я дальше чуть-чуть расскажу - этой «экспертной среды» сейчас нет... Вообще всё, что здесь нарисовано - этого ничего нет. И конструктивного мышления нет - это всё нужно создавать и выращивать в проекте.
Справа - форматы и формы «коммуникационной игры», которые мы отрабатываем около 15 лет. Последние 3 года - со школьниками.
И внизу - собственно процессы подготовки и включения людей в эту «кухню» по обсуждению, проектированию, формализации процессов придумывания, творчества и т.д.
Принцип устройства «экрана»:
Рис. 2
Его все прекрасно понимают, кто касался и работал в «медиа-области»:
Есть дела, деяния etc., которые происходят на рабочих местах, на заводе, в школе, в садике (1). Есть очень сложная работа (4) по оформлению и переводу того, что сделано, для вынесения на «экран»… Вот попробуйте рассказать ярко и интересно чем занимается ваш садик, например. Очень непросто, и этим практически никто не занимается.
Дальше - эти материалы выносятся на «экран» (3). В этом смысле социальные сети, газеты, электронные СМИ, слухи, коммуникации в различных сообществах, проекты - всё можно рассматривать, как часть «экрана» и использовать в работе.
Область (2), где оформляются мнения, суждения по поводу происходящего в (1) и вообще восприятие людей, групп, аудиторий. И есть область работ (5) - как донести то, что висит на «экране» (повернуть голову, обратить внимание). Либо «бабушка на лавочке» расскажет или ещё какие-то более продвинутые форматы… Вот я вам сейчас отсюда (5) рассказываю про наработки по проекту «Рождающийся город».
В каждом месте на схеме можно рассмотреть отдельные позиции и организовать работу отдельных проектных групп, которые могут быть созданы и заняты разворачиванием проекта (например, студенты ВУЗов и ССУЗов). И также должен быть проектировщик и хозяин самого «Экрана».
Представление о «коммуникационной игре»:
Рис. 3
(
см. также)
Это пространство, в котором строится коммуникация и мышление по проекту.
Самый нижний слой, где говорят: «Подождите! Это всё фигня и болтовня, давайте практически…». «Практически» всё происходит вот в этой области «Бесконечного ремонта», обыденности, бесконечных забот, нестыковок… Здесь все затруднения, «жизненный материал», эмоции, злоба, радости, счастье… всё это в этой «коммуналке» перемешано и происходит как-то.
Выше - слой технологий, о которых сейчас томятся и много говорят. «Вот, технологии!!! Они нас, типа, спасут». И они действительно позволяют в этой нижней области что-то более эффективно ремонтировать. Но! Технологии уже требуют разработки и использования «схем». Это уже другая семиотика, другой тип мышления и организации работ, где просто на ощущениях не проскочишь. И вот этот переход (особенно детей и маленьких детей - у меня дочка к 5 годам уже рисовала «схемы» - она нанюхалась) к формализации и схематизации - очень важен.
Выше томление по области организации, руководства, управления, «эффективному менеджменту» и проч. Тут свои особые технологии и схемы. Дальше вопрос: как эти три слоя, три пространства связать и поиграть. Попробовать организовать различные формы обсуждения и работы по соорганизации, управлению и развитию. Какие-то проекты.
Выше справа - рамочка «управление игрой»…
* То, что я здесь рисую и говорю - это прекрасно воспринимается детьми, школьниками. Они, по нашему опыту, включаются в эту схематизацию, организацию работ и с удовольствием «играют»…
Дальше (Рис. 3) можно конструировать «объекты управления»; вверх - «стрелочка» аналитических процессов и конструирование различных схем; вниз «стрелочка» реализации этих проектных схем. Результат - улучшение или изменение жизни и деятельности в этом слое, пространстве «бесконечного ремонта». Справа прорисовывается область собственно «проектирования». И в ней - самое сложное - это создание новых «объектов проектирования».
«Объект проектирования» - это совершенно не очевидная штука, отдельная сложная работа и т.д.
Понимание «экспертизы» и «экспертной среды тоже многослойное:
Рис. 4
Смысл прежде всего в том, что «эксперты» расслаиваются от людей, как-то «воспринимающих свойства и качества»: «тебе запах нравится? «да» - «нет» - уже эксперт. До восхождения к «Методу экспертизы», где «Экспертиза» понимается как механизм проектирования и осуществления социальных изменений и развития новых социальных структур.
Как понимается будущее (Рис. 5):
Рис. 5
Слева - прошлое. Есть различные организации, рабочие процессы, должностные инструкции, пенсионные фонды и много всего. Это как-то само по себе уже работает, но в проектном подходе мы это всё должны отнести в прошлое. И по мере разворачивания проекта понимать - что переходит в будущее, что закрывается, а что само отмирает (более или менее безболезненно). А в будущем (в правой части) строится новая схема коммуникации, из которой складываются новые взаимодействия, складываются проекты. Эти проекты и определяют потом действия отдельных людей, если эти схемы разворачиваются и становятся хотя бы частью размышления большого количества людей, то они становятся материальными, реальными и происходят изменения (развитие). Настоящее (сверху) - это пространство организации проектных поисковых и исследовательских работ, разработка программ, планов действий etc.
Как получится это создать в нашем городе? В разных городах получается по-разному, это зависит от множества факторов.
В этом смысле «проектное время» идёт наоборот, в противоположном направлении. Оно не «накатывает» на нас - «Упал, сломал ногу… О! Будущее случилось!», а аккуратно, осмысленно и конструктивно строится в противоположном случаю направлении.
Карта, такая онтологическая - чему надо «учить», к чему готовить людей и как включаться в процессы развития:
Рис. 6
Нижний слой («материал») - «социальная (общественная) животность» (Дэвид Брукс, Эллиот Аронсон и др.). Много эмоций, привычная коммунальная, бытовая обыденность. Управляется это в слое «свой/чужой», в котором определяются нормы «правильного/неправильного» etc. В принципе - основная часть воспитательных процессов, логика учебных предметов - строится в этой схеме. Тут же такое редуцированное, бытовое представление об «успехе», «целях жизни» и т.д.
Выше - «понятия» и «категории». Что такое понятия - сложный вопрос. Понятия - это то (средства), через что человек видит и понимает окружающий мир (объекты). То, через что можно выйти в процессы мышления и развития. Что в этом смысле можно хорошего делать с детьми в садике - надо очень серьёзно поразмышлять…
Дальше самое сложное, но интересное - слой «как жить вместе?». На каких принципах и основаниях выстраивать взаимодействие и совместную деятельность. Понятно, что из позиции в этом слое всё видится совсем по-другому, чем около бытового «успеха». И ещё «а как это все устроено?» и как может быть устроено по-другому?..
Выше - «Смысл» и «Слово, которое было вначале» - такие «запределивающие» категории, не разрешающие уходить в медитации и чистые ощущения, оставаться в сознании…
Проектирование строится в коммуникации трёх позиций (справа сверху): первая - «Смысл»; вторая - «в материале»; третья - «запределивающая», ограничивающая пространство конструирования смыслов. Конструируется «объект» и определяется позиция в деятельности.
Если рассмотреть три слоя: «мышление» - работа с конструкциями и схемами (типа того, что я сейчас рисую - дети прекрасно в эти процессы включаются), «действие в материале» (в мысли, в имитации сначала) и слой «коммуникации»:
Рис.7
Мышление - сложно, непонятно, работает со схемами, категориями, понятиями, строит представления и новые «объекты»… А действие должно быть простым, экологичным и эффективным. В середине - коммуникация, которая позволяет это соединять, выстраивать связь и формировать схемы взаимодействия людей в разных позициях. А «наверху», в мысли строится такая конструктивная и понимающая работа.
Есть обычный путь (1) - «это всё болтовня, а надо «практически делать»! А что «практически»?! Мы можем поднатужиться, что-то починить, поставить новый забор или раздать всем бахилы, чтобы полы не пачкались. Дальше - «проблемы финансирования» и прочие глупости. Но для каких-то серьёзных изменений уже неизбежно другое - «путь в мышление» (2), в проектирование, в построение перспектив и горизонтов, в творчество и т.д. Они разные эти направления, и одно другому мешает сильно. Если по второму пути «в мышление» - действовать не получается. Для эффективного действия - надо мышление отключать… Предполагается (и опробовано на опыте), что возможен вариант (3), где соорганизовываются эти две траектории. Это и есть «коммуникационная игра», которую нужно доработать, сценировать, наполнить особым содержанием для специфики нашего города.
О понимании мышления:
Рис. 8
Известны и широко обсуждаются три типа мышления. «Наивное, мифологическое, первобытное» - оно и преобладает. Позже складывалось «научное», «объективное». Оно широкими слоями населения не понимается. Более того - там нет «практики». Триада: «Теория-эксперимент-практика». «Практика» - это всего лишь пространство «эксперимента», в котором подтверждается теоретическая гипотеза, идеальная модель. Что такое «наука» подавляющее большинство людей просто не понимают. Но, тем не менее это мышление тоже устарело и не актуально. То, что сейчас складывается (в том числе и благодаря информационным технологиям IT) - это такое «катастрофическое», ситуативное, конструктивное мышление, когда метод - это любые способы коллективного, согласованного оформления и решения проблем. Основные формы - «коммуникация», «игра», «имитация». Те, кто в это включается - выигрывают… Вот почему говорят, что мы проиграли детей планшетам и смартфонам? Дети там играют и живут. Потому, что там возможен этот «новый мир», а «со взрослыми», в семье, в школе, со всем этим «воспитанием», получается не очень хорошо…
Как понимать устройство мышления и как строится подготовка? Схематично (схема от С.В.Попова) можно отобразить следующим образом (Рис. 9). Как устроено мышление и как может строиться подготовка - это сложный вопрос, который надо решать по шагам в проекте «Рождающийся город». Но в «начале пути» (левая нижняя часть схемы) должна быть позиция человека, который «озабочен» и реально что-то новое собирается делать. Таких людей почти нет. Необходимо строить программы подготовки и их выращивать, хотя бы пробовать локально, поштучно в рамках проекта. Справа вверху «воображение» (проектное воображение). Дальше на пересечении линии реализации «культурных норм» и личной жизненной траектории «забота - воображение» можно конструировать, анализировать и работать с «проблемами». Это отдельный тип интеллектуальной практики и здесь требуются особые программы подготовки. Это конструкция, на которой и начинает строиться мышление. А строится оно (мышление) средствами (см. правый верхний угол схемы) «конструирования», «объективации», «схематизации» в конструктивной работе. К этому и надо начинать аккуратно готовить детей, может быть уже в садике.
Основная проблема - это человек, владеющий собственной жизнью, собственным временем, мышлением, телом, ресурсами, а не только воспроизводит «учебный материал», чужие тексты, чужие смыслы, стереотипы и всякие глупости идеологического характера.
Рис. 9
По элементам схемы можно проектировать программы подготовки, создавать курсы, тренинги, тренажёры, организовывать тренировки. Тематика «способностей и техник мышления» может выглядеть примерно так:
Рис. 10
Дети в проектной и игровой логике находятся от рождения. Но для детей необходим перевод этих смыслов и значений в понятные слова и организация содержания в простых игровых формах.
Два понимания «учебного процесса» (Рис. 11):
Рис. 11
Первое - это «освоение материала». То, что происходит в основном в школах ВУЗах, садиках. Ты выучил стихотворение - ты молодец! Что ты сделал?! Выучил стихотворение. И всё?!
А есть процессы внутренние для человека (человекообразующие), где человек складывается как личность, включается в деятельность и выращивает собственные практики, которые потом могут перерастать в социальные. По нашему опыту игровые формы позволяют соединять, соорганизовывать эти две линии. Даже есть некоторый опыт как это делать административно и организационно.
Последнее: рабочий список минимальных коммуникационных практик и компетенций, которые ставятся в играх (Рис. 12):
Рис. 12
Можно подумать, как это переоформить и применить в садике.
Спасибо!
Материалы здесь:
https://put-zdorov2018.livejournal.com/23968.htmlЗильперт Алексей
«Мастерская коммуникации»
+79272113958
alyosha_a@list.ru