об своём (формально-онтологическое)

Nov 23, 2018 13:44

"иди сыночек/доченька в школу, набирайся знаний - человеком станешь..."

Это уже давно не совсем так, или совсем не так. И "школы" такой уже нет, и со "знаниями" - всё наоборот - не набраться надо, а уберечься и очиститься от всего этого токсичного тайфуна и стремительного домкрата...
И представления о "Человеке" плывут и меняются три раза в день, в зависимости от индексов доуджонса, высказываний депутатов и лидеров партии, правительства, криминальных группировок и лично Юрия Лозы.
Вопрос не в наполнении себя "знаниями", а в том как, какими средствами "это всё" помыслить, придать смысл (свой) и заняться чем-нибудь пристойным. Чтобы самому потом было не очень стыдно и "мучительно больно".
Про средства, например, нам рассказывали ещё в "той школе" (см. например, сталинское достижение эффективно-менеджерской мысли: Виноградов и Кузьмин "Логика. Учебник для средней школы"). Там, конечно, всё "отражается в сознании", а сама логика - наука "о правильном" в этом "отражении". Но само "отражение" безусловно должно происходить по "правильным законам":
"Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.
Л о г и ч е с к а я форма - это структура, строение
наших мыслей"
То "правильное", что должно "правильно отражаться" в счастливом советском прошлом разрабатывалось в ИФАНе (институт философии академии наук) и утверждалось на самом верху, как "мир на самом деле". Поэтому слово "онтология" за годы советской власти практически вышло из употребления.



Да и сейчас - тоже всё забавно. Прилежно "гуглим яндекс":
"Онтос - Американская противотанковая самоходная артиллерийская установка M50 Ontos"..."
Если поискать усерднее, то можно узнать, что "онтос" - это бытие, или сущее. Чем отличается "сущее" (осуществлённое, случившееся, падшее (по Бердяеву) от "бытия" (живого, становящегося, направленного куда-то) в гуглояндексе уже найти невозможно, или очень трудно.
...
"Зачем это всё?!" спросит (да даже и спрашивать не будет) юный россиянин, наполненный представлениями о "маркетинговой крутизне", "продажном успехе" или "бюджетных радостях госслужбы". Зачем?!
...
А затем, что даже "маркетингово-успешный менеджер" отличается от полного клинического идиота прежде всего средствами мышления и понимания (о которых он, как правило, ничего не знает и не способен про них помыслить, но со стороны "сразу видно").
Средства мышления и понимания можно разделить на два типа (как пенсию "страховую" и "накопительную").
В первом случае, как в школе - задаётся тематика-предметы. В которые собираются всякие сведения и данные (почему-то называемые "знания"). При назывании темы нужно быстро, громко, чётко без ошибок перечислить эти сведения, данные и по правильным правилам решить правильные задачи. Так устроены ещё и всякие ГЭ, которые направлены на окончательное уничтожение второго варианта...
Во втором случае, как (говорят) учил нас Аристотель в своём "Органоне" существует "топика" - пустое место, не замусоренное пока никакими сведениями, данными и требованиями егэ-огэ и роскомнадзоров. Топика задаётся тематическими рамочками, про которые собственно и нужно размышлять, анализировать помысленное, менять их (рамочки), добавлять-убирать и структурировать (так в инженерном деле создаётся ТЗ). Пока оно, свято-место-топика, пусто - есть шанс, что мыслительная энергия и мощь может быть направлена не на "когнитивное познание" всякой "культурно-исторической" фигни (потребность в котором вполне удовлетворяется в определении, подборе и игре с "рамочками"), а на творческое воображение, придумывание и проектирование "нового", "иного", которое потом может проявиться внутри топики, как "содержание". Так может быть устроено проектное мышление...
...
А дальше продуктивная пустота топики начинает заполняться всяким "материалом". Множатся дискуссии, симпозиумы, форумы и конференции. Плодятся тексты. Строятся строения, недострои и железные пути, дороги, мосты, ведущие куда-то или вникуда... И в соответствии с историческим материализмом складывается реальность, которая даётся (отражается) по законам отражения в наших ощущениях и в сознании...



Теперь про "Своё", на мой взгляд - самое интересное...
Когда этот "топический" способ мышления берётся, как свой - складывается очень интересная, новая (весьма бытийственная) действительность. Ты сам намечаешь "рамочки", подбираешь и осваиваешь способы мыслительной работы и аккуратненько перебираешь всё (нужное тебе для этой работы) вселенское богатство культурных норм и образцов. Это трудное дело, но оно, собственно, и есть "Свобода". А потом, постепенно, переносишь результаты этой собственной мыслительной работы вовнутрь "своей топики" - схемы, тексты, диссертации и медали, картины, музыкальные произведения, рецепты супов и пирожков, выращенных детей и кошечек (кто что сумеет наработать). Это и есть "Своё"...
...
Но здесь, мне кажется, интересно не само заполнение пустоты результатами жизнедеятельности от рождения до красненькой подушечки в головах на кладбище с "продуктами и достижениями жизни". Интересен сам процесс и собственные способы конструирования и переноса конструкций вовнутрь "топики собственной жизни" (или творчества). Это же невероятное удовольствие и счастье собрать какую то "штуку", опробовать её в коммуникации и в деятельности с другими людьми, оформить различными способами (при необходимости получить/не получать народное признание или достичь нужных кипиаев и финансовых показателей...), а потом выкинуть это всё, или культурно похоронить где нибудь в квартальной премии, новом коттедже, Эрмитаже или в Лувре, снова расчистить собственную "топику жизни" и начать всё сначала. Потому что, как говорили древние китайцы: "чтобы можно было наполнить чашку - она должна быть пустой"...
...
"Что же в итоге, в сухом остатке, и что же здесь "Своё"?!", - спросит бессмертный "строгий гражданин, из числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции" (см. "Золотой телёнок" И.Ильф и Е.Петров)
А "Своё" здесь - способы мышления, понимания, конструирования и коммуникации. Свои, личные! ("софт скиллз", или сейчас модно слово "компетенции" - но это как-то убогенько пока выглядит...)
И этого, наверное, вполне достаточно приличному человеку...

счастье, успех, коммуникационная игра, мастерство, представления, коммуникашки, реформирование образования, схема, мастерская коммуникации, коммуникация

Previous post Next post
Up