Click to view
Псевдосторически можно выделить три понимания "эксперта" и "экспертизы":
1. Эксперт - это специалист в предметной области, который может дать экспертное заключение по своему предмету. При этом складывается понимание и описание процедур "оценки"...
"Больной умер от вскрытия, или от каких-либо иных причин"
"Стоимость ущерба складывается из следующих элементов, приносящих доход..."
...
2. В мире складываются ситуации, когда не действовать уже нельзя. Но как действовать не знает никто (напр. ситуация с терроризмом). Нет моделей, нет теоретических разработок, методик. Собираются люди, которые имеют какой-то определенный авторитет и влияние по самым различным показателям...
Появляется статус "эксперта", через приглашение которого можно обосновать или усилить то или иное решение... (Экспертная поддержка принятия управленческих решений). Начинают складываться "экспертные институты": "Парижский клуб", "Давос", всяческие "Ассоциации" форумы и организации...
3. Мы говорим прежде всего об "экспертном отношении". Это создание ситуации (как правило в игровой имитационной форме), когда любой человек "вынимается" из своей "повседневности/обыденности" и вынужден занимать позицию одновременно 1 и 2, но в силу своих компетентности, компетенций + "здравый смысл". В этом случае от человека требуется экспертное суждение выходящее за пределы его привычного круга представлений, что создаёт определённый дискомфорт. Но при этом возникает чувство ответственности и рефлексия, направленная на определение границ собственного опыта и понимания + попытки поиска методов и средств мышления и действий за пределами собственного опыта и понимания...
Методическое оформление этих трех подходов позволяет обеспечить:
- с одной стороны включение большого количества людей в активное действие в различных социальных и организационных процессах. В том числе и проектных;
- с другой - обеспечить процессы проектирования изменений людьми, которые делают это для себя;
- с третьей - "запустить" процессы самоорганизации самодеятельности...