России нужна новая миграционная политика

Aug 04, 2015 18:10

В последнее время в современной России достаточно остро стоят демографические проблемы и вообще проблема сохранения человеческого потенциала общества. Стремительное сокращение численности населения страны за предшествующие двадцать пять лет постсоветского периода, ухудшение «качества» людских ресурсов, представляют собой одну из самых значительных угроз для существования российского государства. Все это ставит под вопрос дальнейшие перспективы развития общества, возможности его модернизации, положение российской цивилизации на международной арене в меняющейся системе геополитических координат. Так, например, отечественные ученые-демографы считают, что для нормального, поступательного развития нашей страны нам требуется около 300 миллионов населения при имеющемся в наличии 146 мл.

Эти угрозы усиливает наметившаяся, в постсоветский период, тенденция «утечки мозгов» - расширяющаяся эмиграция из страны наиболее интеллектуальной и образованной части российского населения в страны Северной Америки, Западной Европы и Азии. За данный период страну по разным причинам покинуло по официальным данным более двух миллионов человек. Вместо них на территорию России въехало большое количество трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза, образовательный уровень и квалификация которых оставляет желать, мягко говоря, много лучшего. В настоящий момент их численность колеблется в пределах от 10 до 15 мл.

Это в свою очередь, породило ряд фундаментальных проблем уже в самом российском обществе не довольном столь массовым притоком гастарбайтеров из-за рубежа. Существующая российская власть так и не смогла поставить этот процесс под контроль и каким-то образом упорядочить его. В результате мы получили новый виток межнациональной напряженности уже в современной России. Прибывающие в страну мигранты не редко становятся фигурантами полицейский сводок. Среди них не мало людей с криминальными наклонностями. Так называемых гастролеров, приезжающих в страну ради легкой наживы. К примеру, в Москве, ими совершается каждое пятое преступление. За последнее время преступность в их среде растет, так за 2015 г. в два раза возросло количество тяжких преступлений совершаемых мигрантами.

Между тем, вполне ясно, что мало осуществимым является и решение вернуть наших граждан уехавших из страны в 1990-гг., чаще всего, это вряд ли возможно. Как представляется, вопрос стоит не о том, нужны ли России мигранты, ответ на него, безусловно, положительный, а о том, каково «качество» прибывающей в страну людской массы. Не смотря на то, что Россия является третьим государством в мире по количеству принимаемых эмигрантов после США и Канады, качественный уровень миграционных потоков в эти страны далеко не одинаков. Так, например, в Канаде, существует жесткая система отбора потенциальных эмигрантов, и приглашаются в страну, в конечном итоге, только те которые действительно ей необходимы.

В западноевропейском обществе крах мультикультурности уже стал свершившимся фактом, но пока это не относиться к развитым североамериканским странам - США и Канаде. Возникшие на иной социокультурной основе эти страны и сейчас относительно успешно реализуют данный проект. Что же касается России, то как добиться того, чтобы приток новых эмигрантов в страну не сопровождался бы проблемами, существующими в современной Западной Европе и постепенно также проявляющимися в российском обществе? Ответ на этот вопрос, относительно прост - прибывающие в страну эмигранты, в своем большинстве, должны быть исторически и культурно связанны с новой Родиной. Это позволило бы России в полной мере использовать имеющиеся демографические и социокультурные ресурсы постсоветского пространства, что также являлось бы благом не только для самой России, но и для многих других народов Евразии, объединенных общей историей и культурой.

Миграционный ресурс для России на постсоветском пространстве далеко не исчерпывается, как принято обычно считать, эмигрантами из Средней Азии и других проблемных регионов бывшего Советского Союза. Вполне возможно, привлечение тех значительных демографических ресурсов в страну, которые, в социокультурном плане являются близкими россиянам, и чей приезд вызывал бы значительно меньше проблем и противоречий. В первую очередь, это касается наших соотечественников все еще в большом количестве проживающих в постсоветских республиках в различных частях бывшего СССР. Как известно после распада последнего за границами России остались десятки миллионов россиян, которые хотели бы вернуться на историческую Родину. Многие так и сделали в первые годы существования новой России, но данный потенциал далеко не исчерпан. Не так давно была принята программа по привлечению в нашу страну соотечественников, но из-за крайней ее бюрократизации и не эффективности приехать в страну, в соответствии с ней, смогли лишь несколько десятков тысяч человек, в то время, как потенциал привлечения соотечественников исчисляется миллионами.

Значительный вклад, в решение демографического вопроса могло бы внести и окончательное формирование межгосударственного союза России, Белоруссии и Казахстана. Как представляется, в целях ускорения интеграционных процессов в этом союзе, Российской Федерации необходимо специальным законом принять решение о предоставлении в ускоренном и упрощенном порядке всем желающим жителям данных государств (к которым по вполне определенным социально-культурным и цивилизационным причинам следует добавить Украину, даже без ее формального вхождения в союз) российского гражданства. Это значительно бы усилило центростремительные процессы в рамках этого межгосударственного объединения. Больше того, оно бы соответствовало бы политическому курсу на восстановление большой исторической России, частью которой на протяжении столетий и являлись данные государственные образования, содействовало бы воссозданию общего социально-культурного и политического пространства и кроме того, способствовало бы решению демографических проблем современной России.

Здесь бы пришлось к месту и распространение упрощенных правил получения гражданства на всех соотечественников, людей русского языка и культуры, соответствующих данному определению (как известно, наши ученые, наконец, договорились от том, кого именно именовать этим термином, и данное определение было принято на официальном уровне государственной властью) находящихся в различных странах мира, причем, не только на постсоветском пространстве. Именно так и поступала, к примеру, Германия, на протяжении всех 1990-х гг., хотя многие из прибывавших в нее в эти годы, соотечественниками проживающих там немцев, могли считаться лишь номинально. У современной России для этого значительно больше возможностей учитывая общую историю и культуру окружающих ее народов, формировавшихся на евразийском пространстве в течение веков.

К этому стоило бы добавить упрощенное предоставление гражданства квалифицированным трудовым мигрантам из самых различных государств, которые могли бы способствовать экономической модернизации страны. Так поступают многие современные страны, отличающиеся высоким миграционным потенциалом и привлекающие в массовом порядке высококвалифицированную рабочую силу из-за рубежа. Некоторый шаг в данном направлении уже был сделан, когда упростили получение вида на жительство и увеличили срок пребывания для высококлассных иностранных специалистов в России, приезжающих в основном из развитых стран.

По мере, принятия последующих законодательных актов, облегчающих их пребывание на территории России, это направление миграционных потоков становилось бы все заметнее. Разумеется, все эти нововведения потребовали бы тщательной разработки принимаемых законов, устранения многочисленных недочетов в современной миграционной политике, действующем федеральном законодательстве и вообще, достаточно сложной и кропотливой работы, но, похоже, другого выхода у современной России нет, если она хочет сохранять свое место в истории и в дальнейшем. Учитывая сложившуюся современную демографическую ситуацию, естественный прирост не может дать нам необходимого количества населения и даже при самых благоприятных условиях надежды на него являются иллюзорными.

Представляется очевидным, что, конечно же, возникли бы определенные проблемы, связанные с адаптацией и приемом большого количества новых жителей, но они существуют и сейчас, причем в нынешнем виде, они лишает Россию исторических перспектив на развитие и модернизацию. Изменения же государственной политики в этом вопросе вызвало бы масштабное усиление демографического потенциала российского общества и государства и в значительной мере, способствовало бы преодоление нынешнего социально-экономического кризиса.

Россия, общество, эмиграция

Previous post Next post
Up