Feb 20, 2017 09:20
В XIV-XV вв. Литва претендовала на то чтобы стать центром объединения русских земель.
К этому были серьезные основания, многие русские земли входили в состав литовского государства, русский язык был распространен в нем повсеместно.
Язычники - литовцы прекрасно уживались с православными русскими.
Великое княжество литовское смогло отбиться от монголо-татар и немцев-крестоносцев и стать одним из сильнейших государств Восточной Европы.
Возникла историческая альтернатива в результате реализации которой могла бы возникнуть новая объединенная русско-литовская держава.
Но внутренние раздоры в Великом княжестве литовском привели к смене его внешнеполитической ориентации.
Литва вступила в союз с католической Польшей.
С литовско-польской унии и принятием католицизма и закончилась возможная попытка создания литовско-русского объединенного государства, которое, теоретически, могло претендовать на все русские земли.
В нем стал преобладать западный, католический вектор развития, не совместимый с фундаментальными основами российской цивилизации.
После Унии только Москва могла претендовать на общерусское наследство как носительница культурных, духовных и ценностных кодов русского общества.
Хотя, победа Москвы в этом противостоянии за главенство над русскими землями была, скорее всего, изначально оправдана, она находилась на более длинной дистанции от центров западной цивилизации, что и позволило сформировать самобытную и самостоятельную культуру и историю, а также собственный тип организации общества и государства.
Россия,
история,
цивилизация