Севастополь-Балаклава, часть третья. Военно-морской музей подводных лодок в Балаклаве

May 28, 2012 16:32

Военно-морской музей подводных лодок в Балаклаве, расположенный в горе Таврос.
Военно-морской музейный комплекс "Балаклава" создан в 2002 г. на базе штолен подземного завода по ремонту и обслуживанию подводных лодок (объект ГТС №825).


В связи со сбросом ядерной бомбы на Хиросиму наше правительство решило, что надо идти в ногу со временем и озаботилось укреплением военных объектов противоядерными сооружениями. Точнее оно озаботило военные силы самих себя укрепить по предложенному проекту разработанному в Ленинграде. Надо сказать, что проект до сих пор внушает своим размахом и основательностью. Строили его с 1953 по 1961 года. И назывался он «объект ГТС 825» и являлся сверхсекретным сооружением. Работающие в нем не знали, кто работает за стеной.
Что такое «Объект ГТС 825»? Это объект первой категории противоатомной устойчивости, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть.
Специалисты занимающиеся строительством объекта ГТС № 825 работали круглосуточно. Вывозимую скальную породу удачно сваливали в находящийся рядом карьер и частично, насколько это было возможно, в море.
В центральной штольне было возможно размещение семи подводных лодок проекта 613 и 633. Другие не могли там поместиться, поскольку не позволяла глубина, всего 8 метров и шириной от 8 до 12 метров, а высота канала 18 метров. Этот объект является заводом, на котором обеспечивались подводные лодки оружием, ремонтом. Комплекс в 10 кв. м. проходит по дуге сквозь гору Таврос. Сделано это было с тем учетом, что если ударная волна пробьет защитные ворота, то она бы погасилась за счет дугообразных потерн. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями (огромной бетонной плитой) и сетями. В случае прямого ядерного удара батопорты закрывались автоматически, на что им требовалось 12 минут для полного закрытия. На счет времени автономного существования данные разнятся, но это приблизительно 3 года. Для ремонта подводных лодок предусматривался сухой док. Внутри потерн сейчас сыро и холодно. Раньше все двери держали закрытыми для сохранения нужной температуры, это приблизительно 15 градусов. В отдельных потернах температура варьировалась по условиям работы. Помимо температурного режима в некоторых зонах работали исключительно офицеры и мичманы, например в локальной. Каждая зона разделена огромными толстыми противоатомными дверьми, весом одной створки с бетонным наполнением 10 тонн и защитными герметичными дверьми , весом 480 кг. В защитных герметичных дверях предусматривались калитки для прохода персонала, которая на обратной стороне закрывалась так же как и на кораблях.
С 1993 года базу забросили, и с этого времени началось ее разграбление, выносили все что можно, в основном цветмет. И только в 2002 году было принято решение сделать музей из бывшей базы. Постепенно началось ее восстановление. На данный момент восстановлено 40 %, но многие помещения находятся в аварийном состоянии и экскурсии туда не ходят.
К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.
В целом очень интересно, поражают усилия, затраченные на обустройство базы и на то в каком плачевном положении она сейчас находится.
Нам, к сожалению, попался экскурсовод, который очень быстро рассказывал и особо на вопросы внятно не отвечал. Посему пришлось фотографировать еще и стенды, чтобы может там почерпнуть информацию. Фотографии получаются не очень хорошие из-за пыли, бетона и прочего. Если снимать то только со штатива, но поскольку экскурсия только 1 час, и проходит примерно 1 км, то снимать приходится почти бегом.
Собственно коротко о музее. Надеюсь попасть туда еще, когда он полностью будет готов.
Сайт музея http://virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html
«Музей подводных лодок в Балаклаве» glin
Вход в центральный канал








Кусок заведенного в стену батопорта


Балаклава до строительства здесь базы


Работающая база


Потерны








Сухой док.





Центральный канал, справа сухой док


Подлодка"Палтус" участвовавшая в съемках фильма "72 метра". Не пользовалась данной базой. поскольку не проходила по габаритам. ПЛ полностью рабочий образец на дистанционном управлении, сделанный бывшим подводником. К моему сожалению, не смогла запомнить фамилию и имя, т.к. записать было не где.


Два входа в локальную зону. Тут работали только мичманы и офицеры.























Такие укрепления были по всей горе, а так же колючая проволока. Остались лишь жалкие ошметки. 



http://virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

фото, Балаклава, Севастополь, музей, история, путешествие

Previous post Next post
Up