Собрались в Пушкинский посетить испанскую выставку
"Испанская коллекция. Из собраний российских музеев".
Решение было принято в субботу, когда отменилось другое мероприятие из-за сильного мороза, а пойти решили в всокресенье. Потому пришлось оскоромиться: купить билеты на сайте. Не люблю такого, но в в кассе, похоже, уже не укупишь. На субботу было по одному билету на пару сеансов, а вот на воскресенье полно, и не так чтобы их активно разбирали: несколько раз страничку обновил, но "ушло" явно меньше десяти билетов.
Ну так вот.
Впервые за восемьдесят лет показали пятьдесят с лишним работ великих испанских художников XVI-XIX веков: Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага...
Выставка демонстрирует эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, а также представить историю коллекционирования искусства Испании в России.
Самая большая коллекция испанской живописи за пределами Испании сейчас в Эрмитаже - более полутора сотен работ. Там она начала формироваться ещё в восемнадцатом веке именно как коллекция.
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на полтораста лет позже, с момента создания в двадцать четвёртом году Картинной галереи.
Выставка даёт представление о творчестве мастеров золотого века испанской живописи на примере самых ярких работ из собраний Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа: «Портрет графа-герцога де Оливареса» Диего Веласкеса (а рядом тот же синьор, но на портрете другого автора), «Благословляющий младенец Христос» и «Сан Фернандо» Франсиско де Сурбарана (Сурбаран впервые увидел в Севилье и впечатлился), «Се, Человек!» Хусепе де Риберы, «Благовещение» Бартоломе Эстебана Мурильо, «Ангел-хранитель» и «Кающаяся Мария Магдалина» Антонио Переды, «Принесение младенца Христа во храм» Матиаса де Торреса, «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Себастьяна Эрреры Барнуэво, «Благовещение» Хосе Антолинеса.
Впервые показана коллекция картин испанских художников девятнадцатого века из собрания ГМИИ в полном составе: Эухенио Лукас Веласкес, Франсиско Прадилья, Мариано Фортуни, Рикардо Мадрасо, Эухенио Лукас Вильямил, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага.
Завершает экспозицию полотно Пабло Пикассо 1903 года «Старый еврей с мальчиком» из собрания Пушкинского музея, построенное на диалоге с работами старых испанских мастеров, и прежде всего с живописью Эль Греко.
После осмотра выставки, чтобы не портить послевкусие, решили больше ничего не обходить.
И выдвинулись перекусить в
кафе "Гоголь-Моголь", что на пересечении Гоголевского с Сивцевым вражком аккурат в том здании, где раньше Сбербанк сидел. Место популярное, народу много, еда на все вкусы. Питьё тоже есть. Система - едальный зал, он же фуд-холл: подходишь к прилавку, тычешь пальцем, тебе накладывают, цена - по весу. Но, конечно, по булочке три булочки тридцать копеек, чай-кофе не заказывали - с вас три рубля.
Но и ещё одна цель была: Аптекарский огород, в котором впервые за его трёхсотвосемнадцатилетнюю историю расцвело редчайшее растение Дориантес Пальмера (Doryanthes palmeri), или гигантская копьевидная лилия, посеянное аж в пятидесятые годы в Субтропической оранжерее. И цветение этого чрезвычайно ценного экземпляра категорически нельзя было пропустить!
Ну да, пришлось в очереди постоять, но достоялись же! По соседству стояла компания, которая, судя по разговору, вообще на вокзал торопилась, но вот тоже решили полюбоваться.
Лилия только-только распустилась - накануне буквально, потому надо ещё сходить, пока она месяц будет цвести.