Полюбовавшись на очередь на выставку Куинджи, пошли в основное здание ГТГ, благо, там тоже были выставки. Но ажиотажа такого на Куинджи я не ожидал, на чём и погорел: думал, что через два-то месяца народ схлынет, туристы, понаехавшие на Новый год, отбудут к пенатам - а вот и нет!
Ну ладно, ничего не поделаешь.
А в основном здании начали с
"Арлекинов Серебряного века". Это выставка в Отделе графики приурочена к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, - Константина Сомова (1869-1939).
Своеобразие в том, что она строится как три камерные персональные выставки знаменитых художников - К.А. Сомова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, объединенные темой Арлекина. Именно в их судьбе и творчестве «арлекинствующий» Серебряный век нашел наиболее последовательное и совершенное воплощение и творчеством этих мастеров практически исчерпался.
Для той эпохи фигура Арлекина - метафора, воплотившая дух времени, пьянящую и горькую иронию культуры fin de siècle (фр. «конец века»). Художники и поэты не только создавали новые образы персонажей комедии дель арте (Commedia dell'arte), но и отождествляли себя с ними. Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как особый атрибут, формирующий его творчество, как некий маркер личной и творческой позиции. Они часто изображали себя и друг друга в образе Арлекина.
Арлекинов я особо не нашёл, но есть что посмотреть и без Арлекинов:
От "Арлекинов" перешли на
"Выставку одной картины" Константина Маковского: "Иван Сусанин" был написан в 1914-м году незадолго до смерти художника. Живописец готовил картину к празднованию 300-летнего юбилея дома Романовых в 1913 году. Из-за масштабности и сложности композиции Маковский не успел закончить работу к юбилею: помешали политические катаклизмы, начало Первой мировой войны, а вскоре и неожиданная смерть мастера. Следы картины на долгие годы затерялись. В 2016-м году картина появилась на торгах аукциона «Сотбис», где и была приобретена российскими коллекционерами и привезена на родину. После проведения реставрационных работ произведение Маковского впервые экспонировалось на выставке.
Кстати, обратите внимание на правый вперхний угол картины: там Михаил Романов! Полотно очень большое, потому сразу и сообразишь все детали рассмотреть. Я, например, только из описания картины на стенде узнал!
А завершили визит в этот раз
выставкой к двухсотлетию Сергея Зарянко - портретиста и мастера интерьерного жанра, но не только. Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях. В 1856 году художник получил должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния, где у него учились В.Г. Перов, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский.
Зарянко с семьёй:
А про эту девочку и не скажешь, что XIX век!