Лилит Мазикина
gipsylilya о жизни хоровых цыган в XIX и отчасти XX веке:
Что же такое были цыганские хоры? "Каждый цыганский хор представлял собой табор русских цыган, проживающий всем кагалом в одном или нескольких просторных домах.
Причём как постоянную работу выступления рассматривали только женщины табора. Мужчины всерьёз полагали, что их основное дело - мена коней, и при всяком случае пропадали на конных рынках. Это не значит, что они не соотносили себя с хором - хор есть табор, табор есть хор - и не значит, что они спустя рукава относились к выступлениям. Музыку цыган любит, так что обходилось без небрежения.
Просто такое восприятие себя было отголоском кочевой культуры, в которой выступления рассматривались как непостоянный, случайный, зачастую подростковый заработок, а подлинно мужским делом было разведение, лечение, мена и купля-продажа коней.
Конечно, выступал не весь табор, хор был только трудовой его частью. Однако, начав выступать с хором, ты без чернил подписывал пожизненный контракт. Отныне ты принадлежал ему целиком и полностью, со всеми потрохами. Даже вопрос твоей женитьбы был отныне делом хора.
Зато и взамен ты получал немало: сначала выучку, потом пенсию; при особенно хорошей работе - долю в несколько паёв от заработка коллектива (по умолчанию полагался один пай «на рыло»); в случае смерти хор заботился о твоих детях, в случае увечья - о тебе.
Другими словами, хор давал твёрдые социальные гарантии весомым пакетом, требуя взамен немногое - всегда принадлежать хору. Душой и телом"
***