Впечатления человека, оказавшегося присяжным заседателем.
Если в первое время обвинение, а вслед за ним и судьи испытывали известный страх перед оправдательными вердиктами, то сегодня они научились так манипулировать присяжными, что процедура (включая сюда также схему отмены оправдательных вердиктов по формальным причинам) почти гарантирует именно тот вердикт, которого добивается обвинение.
В отличие от привыкших ко всему профессиональных судей, присяжные очень остро переживают свою обязанность судить. На них взваливается это бремя, а в случае ошибки и грех. Между тем всей картины они не видят.
Суд присяжных де-факто ликвидирован, профессиональные судьи в угоду обвинению превратили их коллегии в декорацию, что еще более подрывает доверие к суду и самих присяжных, и общества в целом. На самом деле, часть этих проблем обсуждалась и
130 лет назад.
Например, известный юрист (не адвокат, а прокурор, судья, сенатор) А.Ф. Кони, полностью поддерживая суд присяжных, в числе обстоятельств, препятствующих его нормальному функционированию, называл и то, что присяжные ограничиваются в информации; причем сегодня эти ограничения во многом строже, чем по Судебным уставам 1864 года (причем смысла в них сейчас еще меньше).
***