Письмо Атамана Никиты Голого как свидетельство борьбы с иноземной оккупацией

Sep 22, 2021 17:08


Письмо Атамана Никиты Голого известный документ. Копии выставлены в нескольких музеях. Его содержание не является секретом для исследователей.

Однако наглость читали ил современные историки сам документ? Задумывались ли над тем, что в нем написано и верна ли интерпретация?!,

Когда я прочитал написанное русской сророписью письмо, до глубины души потрясла наглость, с какой искажен смысл документа, цинизм, с которым вымараны и забыты подлинные герои России.







Итак, как переводит нам историческая наука письмо атамана:

«В русские в. г. горды стольником и воеводам и приказным людем, а в селех и в деревнях заказным головам и десятником и всей черни. Никита Голой со всем своим походным войском челом бьет. Стою я в Кулаковом стану и по Лазной, а со мною силы 7000 козаков данских да 1000 запорожцев козаков же. И хотим итти под Рыбной. А Семен Драной пошел своею силою под Ызюм, а с ним силы 10000. А Некрасов пошел на Саратов и на Козлов, а с ним силы 40000. А сам наш войсковой атаман Кондратей Афонасьевич Булавин пошел под Азов и под Таган, а с ним силы ворон и 2000 кубанцев и запорожцов и наших козаков. А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и каторые неправду делают. А вы голотьва и вся идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите не опасайтеся: будут вам кони и ружье и платье и денежное жалованье. А мы стали за старою веру и за дом пресвятые богородицы и за вас за всю чернь, и чтобы нам не впасть в ельнинскую веру.

А вы стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городы. А хто будет держать чернь и не будут пропускать, и тем людем будет смертноя казнь. А хто сие письмо станет в себе держать и будет тоить или хто издерет, и тем людем будет смертная казнь. За сим писавы и челом бьем.»

1708 г., не позднее июля

Текст воспроизведен по изданию: Нагаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР XVII - XVIII вв.: Учеб. пособие для студентов-заочников 2 курса ист. фак. пед. ин-тов/Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1991. С. 131 - 132.

традиционная история учит нас:

- восстание было против царской власти и феодалов

- бунтовали казаки и крестьяне, бежавшие от гнета крепостничества

- письмо адресовано черни, предлагая черни собираться под знаменами восставших

- письмо является угрозой чиновникам царской власти за препятвование черни на пути в войска Булавина и Голого.

Территория восстания «крестьян» поистине огромна. От Мокшан на Севере до Азова на юге (800 км). От Полтавы на западе до Царицына на востоке (750 км.)



Война длилась два года, с 1707 по 1709 год на Дону, Левобережной и Слободской Украине и в Среднем Поволжье. Война шла якобы под лозунгом уничтожения тех, кто «неправду делает»: бояр, воевод, «начальных людей». Основными движущими силами были «показачившиеся» беглые крестьяне. Активное участие принимали мелкие посадские люди и угнетённые народности национальных окраин татары, мордва и др.

Противостояла Булавинцам карательная армия под командованием полковника князя Юрия Долгорукого. В сентябре 1707 года Долгоруков начал рейд по казачьим поселениям Верхнего Дона (Бузулук, Медведица, Хопёр). Отмечаются крайне жестокие действия карательного отряда князя Долгорукого, на исконно казачьих территориях. О жестокости московских ратей сообщал так же в своих письмах Булавин: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

В ночь на 9 октября отряд Долгорукого был разбит в Шульгинском городке на р. Айдар - левом притоке Северского Донца. Самого Юрия Долгорукого булавинцы убили, а солдат отпустили в Таганрог.



Против повстанцев были двинуты отряды зажиточных казаков и калмыков под руководством атамана Лукьяна Максимова совместно с азовским наместником Толстым, который собрал большой отряд из лояльных царю казаков. Киевская губерния была переведена на осадное положение. На реке Айдаре, близ городка Закотного, повстанцы Булавина встретились с лоялистами Максимова, но потерпели поражение . Максимовцам удалось захватить в плен 230 повстанцев, часть которых была казнена, а другая искалечена. Сам Булавин зимовал в Кодаке.

С конца 1707 начался 2-й этап Булавинского восстания. 4 апреля 1708 года Булавин и запорожский атаман Щука двинулись на восток в направлении Дона. Уклонившись от сражения с донскими лоялистами Булавин привёл своё войско в Пристанский городок на Хопре, где казаки Хохлача встречали повстанцев как друзей.

Пристанский городок на реке Хопре стал центром восставшего движения. Отсюда атаман повстанцев слал письма с призывом к восстанию. Восстание быстро распространилось на Верхнеломовской и Нижнеломовской уезды, Левобережную и Слободскую Украину.

На Хопре под началом Булавина собралось до 20 тыс. повстанцев.



На подавление восстания из Острогожска выступила рать Семёна Бахметева, которая 28 апреля разгромила один из отрядов булавинцев на реке Битюг (Битва на реке Курлак).

12 апреля 1708 года царь Пётр I назначил В.В. Долгорукова (брата погибшего от рук булавинцев Ю. Долгорукого) лейб-гвардии майора князя Василия Долгорукого  командующим всеми карательными войсками. Для операции были выделены: 2 полка из Москвы, 400 драгун из Воронежа, присланные гетманом Мазепой 2 украинских полка, «со всею бригадою слободских казаков из Ахтырского и Сумского полков» изюмского полковника Ф.В. Шидловского. В совокупности, в распоряжении Долгорукого было около 32 тыс. человек.

9 апреля 1708 в бою на реке Лисковатке, ниже Паншина, армией Булавина был разбит атаман предатель  Лукьян Максимов, рядовые казаки Максимова перешли на сторону восставших.

1 мая произошло восстание в Черкасске, и город почти без боя перешёл в руки повстанцев. 6 мая атаман Максимов и пять его старшин были казнены, имущество старшин и церковная казна распределены среди повстанцев, установлены пониженные цены на хлеб. Распря в среде донских казаков завершилась, а промосковская партия была обезглавлена.



9 мая Булавин был избран войсковым атаманом Войска Донского. Организуя поход на Москву, он стремился заручиться помощью запорожских и кубанских казаков, раскольников, Ногайской Орды; пытаясь прекратить движение царских войск на Дон, отправил письмо Петру I.

Организуя свою армию Булавин совершил роковую ошибку разделив силы на три части:

- Волжское направление возглавили отряды атаманов Игната Некрасова, Иване Павлова, Лукьяна Хохлача (3,5 тыс. человек). 12-13 мая 1708 года они взяли Дмитриевск, 26 мая осадили Саратов, но овладеть им не смогли и двинулись на Царицын, который захватили 7 июня. Царицынский воевода Афанасий Турченинов был казнён.

- Северское направление возглавили отряды атаманов Семена Драного, Н. Голого и С. Беспалого, которые отправились на Северский Донец и Слободскую Украину и в ночь на 8 июня 1708 года на реке Уразовой (Валуйки) разгромили Сумский полк. Именно эта группировка повстанцев первой встретилась с превосходящей по численности (до 32 тыс. солдат) армией В.В. Долгорукова. 30 июня и 2 июля 1708 года отряды Драного и Беспалого (6,5 тыс. человек) потерпели серьёзные поражения под местечком Тор и в урочище Кривая Лука на Северском Донце. После смерти Семена Драного северское направление возглавил Никита Голый, который к 30 июля в районе Старого Айдара собрал около 1000 человек «голудьбы», а к концу августа - 3 тыс. и больше.

- Азовское направление возглавил лично Булавин (2 тыс. человек). 6 июля начался штурм Азова, закончившийся неудачей. Воспользовавшись неудачей и опасаясь царской расправы верхушка казачества, временно примкнувшая к восстанию, отошла от него после взятия Черкасска и организовала заговор против Булавина, в результате которого 7 июля 1708 года в Черкасске заговорщики расправились с атаманом Кондратием Булавиным (по другой версии покончил самоубийством).

27 июля 1708 года армия Долгорукого вступила в Черкасск. Войско Донское присягнуло русскому царю, а 3 августа 40 зачинщиков восстания были преданы казни через повешение.

На 3-м этапе Булавинского восстания борьбу с царскими войсками продолжали отдельные отряды повстанцев из голытьбы, руководимые И. Некрасовым, Н. Голым, С. Беспалым, И. Павловым.

Каратели Долгорукого двинулись по Дону, творя в городках суд и расправу. Казаки восстававших городков уничтожались поголовно. В городках, которые не восставали, убивали каждого десятого. Позже Долгорукий утверждал, что истребил 23 500 казаков. Никогда еще донское казачество не переживало такого разгрома.



О жестокости карателей в своей книге "История или повествование о Донских Козаках, отколь и когда они начало свое имеют и в какое время и из каких людей на Дону поселились, также во время которых владетелей Российского, Польского и Турецкого, затем какие их были дела и чем прославились, а от оных и прочие Козаки, как-то: Сибирские, Яицкие или ныне называемые Уральские, Гребенские, Волжские, Терские, семейные, некрасовские и иные, по каким случаям находиться стали по тем местам, где ныне жительство имеют и по оным проименовались, собранная и составленная из многих вернейших Российских и иностранных историй и летописей, и древних дворцовых записок, и из Журнала Петра Великого чрез труды и. г. м. и к. А. Р. 1778 года" Александр Иванович Ригельман, первый историк донского казачества пишет:

«Долгорукой, видя их раскаяние, покорность и принесение их повинности, а притом и оправдание, что они бунтовщиков и изменников неволею принять в город принуждены были, всех тех, по исследовании маловинных, именем Царским простил, приведя их всех в верности к Государю к присяге, увещевая их притом, чтоб впредь к таковым возмущениям не вдавались, опасаясь за то наижесточайшего наказания с истязанием. Важнейших же бунтовщиков казнил и вешал пред самым их городом; сам же, по окончании всего того и по восстановлении у них тишины, последовал со всеми полками своими вверх Доном по станицам.»

«От сих мест Князь Долгорукой, отделя от себя команды, послал в верховые места по рекам, а Бригадира Шидловского с Слободскими и Малороссийскими полками по Северном Донцу, сам же следовал по Дону. Где поступаемо было как и с первыми, а непокоряющиеся и бунтующие с сопротивлением станицы, как-то: на Дону Старогригорьевскую и при устье Хопра реки Пристановскую, по Донцу почав с Шулгинки* и все окольные их места, даже до самой Луганской станицы,- все вырублены и до основания истреблены и сожжены. Главных же бунтовщиков и пойманных изменников, а в прочих юртах от девяти десятого вешали, и оных всех на плотах висящих плыть по рекам пускали, чем преужасный страх всему Дону наведен, и тем найпаче усмирены.

* (А именно: Шулгинку, Писаревскую, Сухаревскую, Краснянскую, Боровскую, Сватову Лучку, Трехизбенскую, Мостки, Муратовскую, Айдары, Ямы, Бахмут и прочие сверх того места многие.)»

Все оные сообщники бунта приносили в оправдание свое, что им сказано, якобы Государя Царя на Москве нет, а отъехал в Немецкую землю, ныне, де, повелевает Немчин, чтоб того не слушать, доколе сам Царь на Руси и на Дону не будет.»

«Когда ж Князь, возвращаючись, дошел до реки Аидар, где Булавин брата его при Шулгине убил, и ожидал там возвращения разосланных своих команд, тут привели к нему из Бахмута по сожжении и истреблении всего города всех тех попов, причет церковный и всех граждан, кои шайки Булавина, изменника Голого и Драного с злодейскими их толпами с крестами встречали и с окроплением освященною водою в город Бахмут принимали, велел всех расстрелять.»



В книге «Казачий Дон: Пять веков воинской славы» указывается: Разгром Булавинского восстания позволил русскому правительству упрочить свою власть на Дону. По указу Петра I от 18 декабря 1708 г. земля Войска Донского была включена в состав Азовской губернии. Часть земли по Северскому Донцу у казаков отобрали. Нового войскового атамана Петра Рамазанова назначил сам Петр I, не спрашивая мнения Войска. С 1718 г. избрание новых войсковых атаманов стало утверждаться царем, причем без права переизбрания Войсковым кругом. Наконец 3 марта 1721 г. Войско Донское было передано из ведения Иностранной коллегии (!) в ведение Военной коллегии. Это, помимо прочего, означало включение Войска Донского в состав Российского государства и присоединение его земель к России.

С 1723 года на Дону был временно упразднен пост войскового атамана. Атаман стал называться «наказным» (назначенным по наказу), так как назначался царской властью.

Упало значение Войскового круга. Теперь его собирали главным образом для выслушивания царских указов и получения жалованья. В 1732 году Круг потерял право избирать походных атаманов, а с 1754-го - войсковых старшин. Власть сосредоточилась в руках атамана и канцелярии войсковых дел старшин.

Какие выводы можно сделать из всего вышеуказанного?

1. На момент «восстания» земли «войска Донского» не принадлежали Петру I.

2. Маштаб «восстания» говорит о полномоштабной войне, нежели о случайном бунте

3. Несмотря на то, что официалы говорят о беглых крестьянах и голытьбе как об основных участниках боевых действий, документы указывают на профессиональный состав армий противников. Со стороны Долгорукого действуют профессиональные солдаты. Со стороны Булавина профессиональные же казаки (лучшая конница Европы) и окозаченные люди (обученные)

4. Южнорусские области не приняли Петра I как царя. Большинство ясно осознавало- царь пришел на штыках прусских солдат и голландских фрегатов. Является иноземцем и управление осуществляет через иноземцев. Власть является оккупационной по своей сути и отношению к подданным. Не даром на допросах у Долгорукого «бунтовщики»  приносили в оправдание свое:- им сказано, якобы Государя Царя на Москве нет, а отъехал в Немецкую землю, ныне, де, повелевает Немчин, чтоб того не слушать, доколе сам Царь на Руси и на Дону не будет»

5. Не приняты и религиозные реформы Петра. Они шли резко в разрез с традиционной религией. Булавинцы воевали под лозунгами «за истинную Веру» , «за дом Пресвятой Богородицы», «против эллинское ереси» что исторической наукой вроде бы не скрывается, но замалчивается. Царь то Петр считается православным (!!!)

6. Уж не те же самые противники соорудили Белгородскую засечную черту?! Не от людоедов ли Петра и Долгорукова воздвигли укрепления на границах Войска Донского казаки? Или же наоборот, захватчики попытались защитить оккупированные земли от легкой конницы от казаков-освободителей? Попутно объявив степные районы южнее Белгорода Диким полем, лишенным населения. А, собственно, почему диким и незаселенным? Уж не в силу ли поголовного истребления сопротивляющихся местных жителей?



подтвердит ли разбор письма сделанные выводы?

1. Первое. На что хочется обратить внимание в  оф. Переводе и в самом письме это трактовка «В руские в.г. горды». В оригинале это невнятное «в.г.» превращается в «Великого Государя Городы». Не будем стеснятся. Это преднамеренное искажение, для современного читателя удивительное. Оказывается  «бунтовщики» против царя не именуют царя собакой. Не ругают не клянут. Обращаются учтиво.

Так и должно быть. Казаки не признают власть иноземца Петра. Они считают его нелигитимным и обращаются с учтивостью к верным подданных истинного государя.



Причем первое слово может читаться и как «Верние» при допущении некоей правки документа

2. Письмо адресовано стольникам, приказным людям и прочему начальству. По смыслу оф. трактователей Голый писал черни. В оригинале имеем указание чиновникам и военному руководству



3. Численность казачьих войск. Перечисляемых в письме- более 100 000! В современном Донбассе задействовано меньше. Какое восстание!? Полномасштабная война с применение регулярных значительных сил.

4. Оф. прочтение «с ним силы ворон и 2000». Каких таких ворон? Этот фрагмент тяжелее прочитать, но смысл в оригинале «с ним силы НА Ворон». Имеется ввиду г. Воронеж или река Ворон(а). Или, что более вероятно, имеются ввиду воронежские части

5. В конце первой страницы по оф. трактовке фраза «нам до черни дела нет» лишается логического смысла. Как же так, письмо черни, а до черни дела нет? Этот логический казус легко объясним если понимать- письмо адресовано начальствующим лицам на оккупированной территории. И «чернь» в данном случае лица подчиненные этим начальникам. Иными словами Голый не имеет претензий к подчиненным если их начальники отдали тем преступные приказы.



6. А до кого же есть дело Голому? Оф. трактовщики пишут- до бояр. Однако в самом письме слово «бояр» не читается. Там вообще непонятное слово. Причем написано выше и сбоку основного текста. Как бы по верх вымаранного слова. Эти лица так и остаются нам неизвестны. Вроде бояре к тому моменту утратили сколько нибудь значимую власть. На Дону и не было бояр.
Понятно только из письма, что неизвестные «неправду делают». Может это иноземцы? Предатели? ЭТО КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ВСЕЙ ВОЙНЫ!!! И оно вытерто.



7. Далее оф перевод говорит, что Никита Голый обращается к черни и «голытьбе». В учебнике более скромно написано «голоТва», от этой голотвы и производят голытьбу маргинализируя письмо атамана. На самом деле надпись читается как «голова» или «головы».



Непонятная закарючька трактуемая как «Т» дописана сверху. Это опять таки обращение к тем же начальникам, что и в начале письма, с указанием к действию. Обращение к «головам», то бишь к главным.

Что же приказывает головам Голый? А пишет он им самим бежать из городов конными и пешими, нагими и босыми и брать с собой всех. Больше похоже на приказ на эвакуацию пред лицом карателей. Обеспячат и одеждой и оружием.

8. оф. трактовка- Голый со товарищи стоят против некой «елнинской» веры. Трактователи закамуфлировали вполне читаемое «элинской». Вот против эллинских нововведений, за Веру старую, за Дом Пресвятой Богородицы и воевали казаки Голого.

Более того, это проходит основным мотивом борьбы в письме. Делающие неправду делают её и против веры!

А ведь это ключевая мотивация сражающихся.

9. для чего то в последнем предложении трактовщики поменяли «за сим вновь челом бьем» на «за сим писавы челом бьем». Видимо для сокрытия неоднократного написания подобных указаний от Голого.

10. Трактовка последней четверти письма в оф. интерпретации делает акцент на удержание черни некими головами на дорогах. В прочтении же документа склоняюсь больше на приказ головам как командирам не держать на дорогах стражу из подчиненных и не препятствовать  эвакуации и пополнению войск добровольцами.

Как видим вроде бы несущественные поправки письма, но они существенно меняют смысл написанного. Координально. Бесповоротно.

Никита Голый, исакий, Голубец, шляхта, вольнодумец, Альтернативная история, казаки, донские казаки, красная поляна, булавин, ФиН, черкасы, порубежники, 1709, история религии, Мазепа, Самсон Суханов, иконы, Черемисиново, Шлях, Идолы, петрI, мазепа, екатерина II, Муравский шлях, церковная реформа

Previous post Next post
Up