Остров Горе - живописное напоминание о преступлениях прошлого

Jan 20, 2019 16:20

На русском языке у острова Горе - говорящее название. Ударение правда правильно ставить на второй слог - ГорЕ - и всё же именно с памятью о вселенском горе связана слава этого острова.



В Дакаре поездка на остров Горе (Île de Gorée) считается самой главной частью туристической программы - каждый посетитель обязательно побывает там. Я поехал туда в свой последний день в Дакаре. Хозяйка моего отеля посоветовала мне приехать заранее - паромы хоть и ходят по расписанию, однако очереди длинные. Совет этот оказался одновременно и хорошим, и плохим. Когда я приехал ко входу в порт, то действительно увидел длинную и хаотичную очередь, состоящую примерно наполовину из местных и иностранцев. И функционировала она конечно по африканскому принципу - то есть постоянно какие-то люди пытались втиснуться в неё, её то и дело передвигали охранники, как только люди подходили к окошку, то внезапно у них начинался срочный телефонный разговор, не оказывалось точных денег, за чем следовали долгие внутренние переговоры, телефонные звонки и так далее. Справедливости ради нужно отметить, что европейцы в очереди вели себя так же, как африканцы. В итоге эта очередь, которая заняла бы в Европе десять минут, тут заняла минут сорок. С запасом, который у меня был, я спокойно дождался своего шанса положить точные деньги перед кассиром (важный момент - тут нужен паспорт или другой тип идентификации, иначе на паром не пустят). Но зато когда всех запустили на паром, оказалось, что это только начало ожидания - время отбытия уже давно прошло, а на паром по-прежнему запускали всё новых и новых “задержавшихся”. Это ожидание длилось наверное полчаса под палящим солнцем на палубе. Я всё-таки удивлялся такому безобразию - как никак, главный туристический объект Сенегала, хоть здесь могли бы организоваться. Но нет.


Занимался тем, что разглядывал своих попутчиков.


Наконец, дан гудок, и мы отправляемся. Паром идёт вдоль причалов дакарского порта, на которых стоят диковинные корабли.


Такие корабли побывали в уголках мира, которые мне только снятся.


Остров Горе показывается впереди. До него ехать-то минут двадцать (это кажется два километра). Зато сколько суеты!


Взгляд назад - в сторону Дакара. За портом виднеются высотки центра.


Живописный остров Горе перед нами.


Его самое заметное строение - бастион, в котором теперь находится музей.


Сходим с парома.




Главная бухта, окружённая ресторанчиками.




Остров оказывается неожиданно маленьким - минут семь и ты уже прошёл его из одного конца в другой. Но сразу понимаешь, что сделало его таким туристическим магнитом. Каждая улица - словно открытка. В чёрной Африке мало таких мест.


Пройдя мимо католического собора,


многочисленных продавщиц местных сувениров,


я взобрался вверх по улочке, вызвавшей у меня навязчивую ассоциацию с киевским Андреевским спуском:


Горка на юге острова во время Второй Мировой была превращена в цитадель с впечатляющими дзотами.


Сегодня они превращены в галереи местных художников и ремесленников.


Самую высокую точку острова отмечает монумент независимому африканскому духу. Во все стороны открываются замечательные виды на океан.


Я отправился назад вниз, в поисках главной достопримечательности острова.


По маршруту шмыгали коты. Их здесь невероятное количество.


Но фотографироваться отказываются.


Самым знаменитым местом на острове является Дом рабов. Это вход в него:


Внутри - туристическое столпотворение. Тут побывали Обама, Холланд и все прочие сколько-нибудь известные гости Сенегала.


Дом этот - бывшая резиденция рабовладельца. Если честно, он ничем не отличается от таких же резиденций, которые стояли в обе стороны по берегу. Но эта хорошо сохранилась и была потом полностью восстановлена в качестве назидания потомкам.


Которые активно знакомятся с историей:


Через этот проход:


Ты попадаешь к знаменитой Двери невозвращения. На практике к ней практически не подойти - огромные толпы (почему-то всё больше китайцев - почему?) пытаются по одному сфотографироваться у неё. Удовольствие сомнительное - это всё-таки очень грустное место. По легенде, эта была последняя дверь, через которую выходили рабы перед тем, как подняться на борт кораблей, которые увозили их в Америку. То есть покидали Африку навсегда. Легенда красивая и грустная, но реальности не соответствует - данный конкретный дом не играл никакой особой роли в транзите рабов.


Остров Горе был ключевым центром работорговли, через него прошли десятки, а может быть и сотни тысяч рабов. История его занимательна тем, что он много раз переходил из рук в руки - им владели и голландцы, и французы, и англичане, а открыли его и вовсе португальцы. Он представлял собой идеальную базу у западного побережья Африки с удобным портом. Поэтому работорговля этой части континента проходила через него. Впрочем, существуют мнения, утверждающие, что ни этот остров, ни вообще Сенегал не были главным фокусом работорговли - самые массивные потоки шли из Гвинейского залива и из Анголы. Принятые сейчас оценки говорят о том, что из Сенегала в течение всей истории было увезено примерно 500 000 рабов (из общего количества 12 миллионов, увезённых европейцами из Африки). Вероятно только небольшая их часть прошла через Горе.


На втором этаже Дома имеется весьма занимательная выставка, рассказывающая в деталях об истории африканской работорговли. Меня всегда удивляет на таких выставках то, как мало там рассказывается об арабской работорговле. Арабы вывозили чёрных рабов из Восточной Африки много столетий, и в численном измерении количество их жертв сравнимо, а может быть и превосходит европейскую работорговлю. Но они были более жестокими - у большинства их рабов не осталось потомков. Поэтому некому жаловаться на их преступления.

В колониальные времена на роскошном проветриваемом втором этаже жил хозяин дома и его семья, а на жарком первом этаже содержались рабы. Их каморки без света можно тоже посетить сегодня. Большинство рабов здесь впрочем были домашними слугами.


Точно над Дверью невозвращения на втором этаже имеется такая вот дверь.


Но там почти никого нет.


Памятник рядом с Домом рабов:


Отовсюду открываются виды на океан:


Я вернулся в туристическую бухту и отведал замечательной местной рыбы:


Потом сходил ещё в расположенный в бастионе увлекательно интересный музей:


Самые разные парадоксальные истории рассказываются там. Например про вот этого человека, который родился на Горе, был отвезён в Америку в статусе раба. Французская революция отменила рабство, и он стал капитаном французской армии и даже оказался членом революционного Совета Пятиста.


Я возвращаюсь на паром. Тут конечно тоже не обошлось без приключений. Паром, который пришёл в назначенное время, оказался слишком маленьким - даже трети желающих не вместилось на него. Его брали чуть ли не на абордаж, взрослые мужики в панике оттискивали детей. Следующий по расписанию через два часа. Мы так и остались ждать в живой очереди под солнцем. Правда, через сорок минут прислали другой паром, и кризис был разрешён. Но всё равно - главный туристический объект, и такой кавардак?


И всё же посещение острова Горе произвело на меня большое впечатление - это был достойный последний аккорд Дакара.

Сенегал

Previous post Next post
Up