Многогранная красота хрусталя. Продолжение. Часть 2.

Apr 22, 2013 20:52

Следующий способ декора - «миллефиоре», «тысяча цветов» по-итальянски. При изготовлении используют поперечные разрезы разноцветных стержней из стекла. От стержней осекают пластины, подогревают и раскладывают на плитке. После этого по ним прокатывают набор стекла, и пластинки прилипают к его поверхности. Заготовку с пластинками разогревают и снова закатывают до полного вплавления пластинок в толщу стекла. Затем выдувают готовое изделие. Эта техника была изобретена в 1 в. н. э. в Риме. А этот графин датирован 1900-1917 г.г.



Я это видела, очень интересно! Больше всего похоже на начальную стадию лепки пельменей, когда от тестовой колбаски отрезают кружочки, а потом их раскатывают. Только «ломтики» в нашем случае должны намертво слиться со «скалкой».
Далее, «венецианская нить» - способ декорирования изделий из прозрачного стекла разогретыми цветными стеклянными нитями. Нить может образовывать рисунок в виде спирали, сетки.



А также можно успешно сочетать все вышеперечисленные способы декора, и творить изумительные вещи!



Стеклопроизводство эволюционирует также в связи с механизацией предприятий. Из Франции в Россию завезены первые гильоширные машины и пантографы. Механический способ украшения значительно упростил работу мастеров и, как результат, удешевил продукцию.
Механическая навивка - стеклянная нить наносится в виде ровной спирали поверх формы. Цвет основы и нити мог отличаться.
Гильоширное и пантографное травление. При этом способе на изделие наносится специальная мастика, по которой процарапывается тонкой иглой узор гильоширной машиной или пантографом.
При помощи гильоширной машины рисунок может быть одновременно нанесён на 8 изделий, причём узор только геометрический: зигзаги, ломаные и прямые линии.
Пантограф может декорировать одновременно 227 (!!!) изделий. Рисунки разнообразные, большой сложности, растительные и цветочные орнаменты. Догадайтесь, чем декорирован бокал?



На самом деле, когда долго-долго говоришь, говоришь, говоришь, язык начинает забалтываться, и вместо «гильоширная машина» проскальзывает нечто вроде «гильотинка-шиш», «Гильгамеш» или вовсе «кишмиш». Однажды я с какого-то перепуга назвала её «гладкошёрстной пескоструйкой», хотя к пескоструйному аппарату машина не имеет отношения, тем более гладкошёрстному... Хвала Пресветлой, меня не расслышали!
Теперь перейдём к двум моим излюбленным техникам, уверенно разделившим первое место.
«Кракле» - это особый вид стекла с сеткой тончайших трещинок на поверхности. В процессе изготовления набор стекломассы опускают на 5-10 секунд в холодную воду и снова нагревают в печи. При этом поверхностный слой покрывается сетью трещин, а затем при разогреве в печи эти трещины оплавляются. При погружении в воду образуются относительно крупные трещины. Если набор стекла, не погружая в воду, закатать во влажные опилки, то он покроется сетью мелких трещин. Техника «кракле» была известна в 16 в. в Венеции, в России стала популярной в кон.19 - нач. 20 в.в.



Эта ваза датирована 1900-1917 г.г. Стекло бесцветное и цветное, выдувание в форму, наклад, налепы, золочение, кракле.
И, наконец, «галле» или «глубокое травление». Это техника декорирования многослойного цветного стекла. Заготовка несколько раз подвергается травлению плавиковой кислотой: это даёт возможность снять цветные слои на разную глубину. Таким образом, получается выпуклый, рельефный рисунок, по тону напоминающий акварельную живопись. Техника названа по фамилии французского художника Эмиля Галле, впервые применившего её для массовой продукции в конце 19 века.



Да, эта техника смотрится не так ярко и броско, как авантюрин или кракле, но это и есть настоящее искусство. Мастер должен обладать не только безупречным вкусом, но и усидчивостью, трудоспособностью, и искренне любить своё дело - процесс травления довольно опасный и долгий, на изготовление одного изделия уходило до 2-х месяцев (!!!).



Стоит ли говорить, насколько дороги были такие изделия?
Помимо изысканных изделий большим спросом пользовался «ширпотреб», то есть, товары широкого потребления. Например, изделия украшенные эмалевыми росписями и «деколем» , то есть переводными картинками. Они и сейчас популярны! Помните традиционный советский набор стаканов с машинками? По-моему, у каждого такой стоял в серванте, но наверняка далеко не все знают, что эта техника так красиво звучит - «деколь».



Эти изделия можно охарактеризовать как «сосуды в народном стиле», они развивались в двух направлениях:
Официальный - сосуды с изображениями, посвящёнными 300-летию дома Романовых.
Демократический - штофы с фигуркой внутри, стаканчики с незатейливыми картинками, графины-утки.
А такие штофы стояли на полках любого трактира, наполненные водкой, перцовкой, самопальным коньяком на дубовой коре или самоплясом, что, в общем-то, в губернские времена мало отличалось друг от друга по вкусу, но среди рабочее-крестьянского класса шло на «ура!».



Глиняная миниатюрка ну о-очень наглядно иллюстрирует дух того времени.



На записке сверху оправдательная от корчмаря, что в его заведении тараканов нету-с! И всё обвинения - гнусный поклёп.
А потом к власти рвётся люмпен-пролетариат, начинается Первая Мировая Война, революция... Мастера уходят на фронт, заказов нет, единственная работающая печь выпускает самое необходимое - стаканы, бутылки, рюмки. И так долгие годы. Завод в Гусе-Хрустальном хиреет, но держится.
И на этой кульминационной ноте я временно прерву нашу экскурсию, и о приключениях завода и истории стеклоделания вы узнаете в следующей серии, заключительной.

матчасть, полезное, позитивчег

Previous post Next post
Up