Многогранная красота хрусталя. Продолжение - часть 1.

Apr 22, 2013 20:28

Итак, дорогие друзья, я думаю, что вы от меня немного отдохнули, всё переварили, и можно продолжать нашу экскурсию. Ямщик, трогай!

На рубеже 19-20 веков стекольный завод выглядел так:



Заводы строили вблизи от водоёмов и песчаных карьеров, лес тоже должен быть под рукой, но не слишком близко во избежание пожара. Примечательно. Что при каждом подобном производстве существовал район Вышвырки - это задворки, куда вышвыривали неработоспособный контингент: лентяев, пьяниц, наркоманов. У наших предков было потрясающее чувство юмора, не правда ли?
На рубеже веков было создано и освоено много техник и способов убранства стекла. Один из них связан с крепостным мастером Максимом Зубановым, которого по преданию хозяин завода выменял у одного орловского помещика на пять борзых, а это были очень дорогие и престижные охотничьи собаки. Зубанов был человеком молчаливым и задумчивым, и однажды морозным зимним вечером замечтался до того, что увидел в узорах на стекле рисунок, который решил отразить в хрустале, так похожем на лёд.



Так появилась техника «светлое растение» - нежная, по настоящему волшебная. Это «алмазная грань», доработанная гравировкой с последующей полировкой, но не привычная геометрическая грань, а произвольная, когда ковровым узором рисунок покрывает весь сосуд. Правда ведь, прелесть? Думаю, хозяин завода быстро перестал сожалеть о собаках.
В эпоху модерна в стеклоделании происходит настоящий «бум». Клиент становится более капризен и требователен, запросы растут, ему хочется иметь дома нечто эдакое, чего нет, скажем, у соседки помещицы N или господина М.
В отличие от других художественных школ, специализировавшихся на одном - двух видах техник, здесь отразились все характерные тенденции стиля. Это имитация поделочных камней, иризация, техника «миллефиори» и «кракле», широко применявшаяся французскими фирмами. Многие изделия оправлялись в бронзу, серебро или посеребрённую латунь.



В конце 19 века огромную популярность имело стекло, стилизованное под камень: авантюрин, чёрный, красный и голубой мрамор, бирюзу, перламутр, опал, аквамарин, алебастр. На фото внизу - авантюриновое стекло.



Интересен набор из опалового стекла - мыльница и флакон для духов 1830-х гг (белое на нижней полке). Опаловое изготовляли в подражание драгоценному фарфору.
Вообще стекло такого оттенка называют «молочным» и изготавливают с добавлением окиси олова в основной состав. «Опаловое» стекло - это разновидность «молочного», оно получалось за счёт добавления в стекломассу пепел жжёной кости, оленьего рога или «гуано», то есть птичий помёт, дающий перламутровый цвет. Компоненты, конечно, ещё те, но хотя бы не радиоактивные.



Всего в эпоху модерна было известно более 500 (!!!) оттенков стекла, окрашенных самыми разными способами. О-ля-ля!
Едем дальше к витрине «иризация» (от греческого «ирис» - радуга). Это способ окуривания подогретого стекла (600-700 град.) парами солей олова, висмута, титана, бария, стронция, которые образуют на поверхности стекла тонкую радужную плёнку, состоящую из окислов этих металлов. Впервые иризацию применили в 1863 году на австрийской фирме Лобмайер.
На фото декоративная ваза начала 20 века. Стекло цветное, выдувание в форму, декорирование стеклянными нитями, налепы (шарики), иризация.



На следующем фото также ваза для цветов (1900-1917 г.г.) в технике «иризация», но помимо этого, был применён декор «расчёсанные нити» . Это способ украшения изделий размягчёнными стеклянными нитями, наложенными на тулово изделия в разогретом состоянии. После наложения нити 2расчёсывали специальными металлическими гребнями, в результате чего они приобретали упорядоченное направление. Этот способ известен со времён Древнего Рима.



Очень похожи на «иризацию» «люстры». Нет, не те, что висят на потолке. Люстровые краски (люстры) - это растворы смоляно-кислых солей тяжёлых металлов в органических растворителях. После нанесения их на стекло и обжига образуется тончайшая цветная плёнка окислов металлов. Цвет плёнки и оттенок металлического отблеска зависит от металла, на основе которого сделан люстр. В качестве красителя могут быть окислы железа, кобальта, меди, хрома, никеля. Те металлы (алюминий, цинк, свинец), окислы которых не окрашивают стекло после обжига, образуют бесцветные люстры - «перламутровые».



На этом фото, конечно же, не металл, а стекло, имитированное под серебро и бронзу путём длительной обработки.

матчасть, полезное, позитивчег

Previous post Next post
Up