Продолжаем про
"Образ бабочки" - из поста и комментов:
********************
Бенита Артигемон - чадо Алестры от возлюбленной пары отцов,
Тартара и Агата Бражника. Когда эти двое по вине Агата угодили в ловушку, в Гиблое Место - Мать Алестра породила целую плеяду их общих потомков, из которых наиболее известными и исторически значимыми оказались близнецы-Вензеля и Бенита.
Родившись после столь тяжёлого потрясения, Бенита получил в наследство не только память Агата о других мирах, но и груз горя, стыда и вины - так что не вполне мог отделить себя от Агата, считал его за себя-в-прошлой-жизни, его поступки/выборы - за свои. Ощущая перед Вензелями вину за гибель Тартара, Бенита с юных лет был под влиянием близнецов, участвовал в их затеях и пр.
В
Артигемоновском Цирке Бенита долго исполнял роль "отнимателя памяти" - как по приказам цирковой верхушки, так и по частным договорённостям с отдельными мажорами, как в отношении своих-артигемонов, так и в отношении посторонних. Многие из тех, кто знал, что Бенита может одним прикосновением лишить существо части памяти, до судорог его боялись - при этом сам Бенита прекрасно понимал, что ничего не "похищает", а просто создаёт затруднения привычным путям воспоминаний, так что любой может восстановить свою память в полном объёме, приложив ряд усилий по заходам на те же темы с других сторон - и ужасно злился, что они не хотят этого делать, не то ленятся, не то не стараются научиться - а всю ответственность за свои несчастья возлагают на него.
Бенита запечатлелся в мифологии как божество забвения и грёз, безмолвия и покоя, анестезии во всех видах - Морфеус и Танатос в одном флаконе. С Бенитой связаны образы "цветов забвения"-асфоделов, лунного серпа-рассекателя, бабочки / стрекозы; жало
синего рога - острый месяц и хоботок бражника, раструб синего рога - покой чаши полнолуния, лепесток бражникового крыла...
Сюда же - ещё один запутанный клубок образов, уже напрямую выводящий на тему иномирчества-попаданчества-эскапизма-альтерризма:
бабочки как восставшие, вырвавшиеся из оков цветы - цветы как пробивающие стены темниц беглецы
("если стих не вышел у меня", да...) - неприятие окружающего мира как убогой тошной неволи, война с этим отвратительным миром как минимум в форме отвержения - клинки цветов как оружие этой войны - красота как победное / сокрушающее / смертельное оружие - асфоделы, цветы забвения, отнимающие память о реальном мире, погружающие в грёзы:
"Что вы, несчастные, спорите с нами,
Что призываете Бога? -
Мы победим не штыками, а снами,
С нами идёт Сатана /
/ _Снами_ идёт Сатана..."
(фольклорное)
Помня о страданиях Агата Бражника, жаждавшего любой ценой покинуть ЗА как место неволи, Бенита в течение долгого времени к сему мироотрицанию присоединялся - ощущал себя попаданцем, мечтал о побеге. Братья-Вензеля активно поддерживали его в стремлении вырваться, потому что сами хотели "просверлить дыру в небесах", сбежать к отцу и вместе с ним возвратиться на ЗА уже с победой, опрокидывая негодные устои - так что Бенита с его силой "пронзателя-рассекателя" очень даже мог им пригодиться. Бенита и в самом деле участвовал в целом ряде проектов близнецов, однако постепенно их пути разошлись: Бените всё меньше и меньше нравились интриги Вензелей, как внутри Цирка, так и во всей ойкумене.
Кончилось тем, что Бенита нашёл иной выход из ловушки неприятия мира - стал христианином, приняв, что подлинная родина неотъемлемо пребывает внутри, в глубинах сердца, а любой внешний/реальный мир достаточно хорош для того чтобы своими руками преображать его к лучшему, ориентируясь на свет внутренних глубин. Этот выход был парадоксальным и вместе с тем ожиданным - ведь Бенита в своё время был заслан Вензелями в сообщество учеников Иисусовых, где услышал много важного о царственной свободе, которая всегда с тобой, и под впечатлением от пережитого даже не раз пытался обратить Вензелей, но те отмахивались. Тема войны-против-всего-мира представлялась им более перспективной для их затей, чем тема внутреннего Царства, дающего силы искать и находить адекватный подход к миру внешнему.
Тема войны против существующего мира регулярно бывала востребованной, и бабочки сопровождали сию тему тоже вполне регулярно. Плавно видоизменяясь, сквозь эпохи кочует образ "Остров Бабочек" (где "остров" не обязательно фрагмент суши на море, но любое отделённое место, "локус") - с одной стороны, являющий собою светлый уголок, где нет людей и проблем социума, а с другой - тайный очаг восстания против уродливого, удушливого, несправедливого мира, логово заговорщиков, из самих себя кующих оружие армагеддона. Драконьи зубы первоцветов, всепроникающие клювы-жала, лунные крылышки-лепестки-вуали, погружающие в грёзы... - "мы победим не штыками, а снами"... - смутно, слитно, амбивалентно!.. -
Бражник Денница, воюющий против всего мира - и против того, который изверг его, обвинив во всех грехах, и против того, который принимает его, призывая утешиться - расточающий себя в жажде избавиться от стыда и вины, в жажде забыться, в жажде воззвать из внутренних бездн мириады воинов, которые отмстят за него и покажут всем, что он прав - Бражник Денница, припадающий на грудь Атлантики, танцующий вместе с ней, в её объятиях цветущий как сад, чьё полыхание - то ли мятеж, то ли щедрый дар...
Сиротство добровольное - или всё-таки вынужденное?..
Вынужденное - или всё-таки добровольное?..
********************
Пт, 15 ноя, 2019 10:13 (местное)
atanata
"стал христианином, приняв, что подлинная родина неотъемлемо пребывает внутри, в глубинах сердца, а любой внешний/реальный мир достаточно хорош для того чтобы своими руками преображать его к лучшему, ориентируясь на свет внутренних глубин"
Ты хочешь скзать, что даже попав в альтерру ты будешь недоволен и у тебя внутри будет "более правильная версия этого же мира". Правильная в смысле глубинная)
Сб, 16 ноя, 2019 23:01 (местное)
archiv_alterry: реальный мир _достаточно хорош_ для того чтобы
"Ты хочешь скзать, что даже попав в альтерру ты будешь недоволен и у тебя внутри будет "более правильная версия этого же мира". Правильная в смысле глубинная" -
Тут несколько тем, несколько развилок, несколько антитез.
С одной стороны - "реальность / отвержение реальности, то есть бред".
С другой - "реальность первая / реальность вторая".
С третьей - "действие с целью изменить / отказ от действий".
С четвёртой - "отказ от действий как покорность обстоятельствам / отказ от действий как отказ как бы то ни было участвовать в ситуации".
Ну и ещё тут можно много о чём говорить, главное вроде накидал, мож упустил что.
Прежде всего опять подчеркну, что реальность, будь то первая или вторая, с одной стороны характеризуется континуальностью и наличием причинно-следственных связей (а значит, в ней есть смысл действовать, действие в любом случае не окажется "отменённым", то есть будет иметь результат, а в бреду результата не будет, будут холостые прокрутки болезненных либо эйфорических тем безо всякого результата) - а с другой стороны, реальность (будь то первая или вторая) характеризуется наличием не одной некоторой воли, а множества личных воль: реальность, в отличие от бреда - это "мы-вместе".
(Напомню, что подробно разбирали это
вот тут.)
Из всего этого следует, что в реальности, в отличие от бреда, всегда есть возможности производить действия по её в том или ином смысле улучшению (то есть не обязательно отвергать ёё, чтобы оставаться верным себе - можно просто сделать её лучше на свой вкус) - иными словами, что реальность, в отличие от бреда, всегда _достаточно хороша_ (отсылаюсь этим выражением на образ "достаточно хорошего родителя" по Винникотту - такого, который не "идеально-круглый в вакууме", но достаточно годный, чтобы ребёнок получил себе необходимую базу для развития). Кроме того, из всего этого следует, что в реальности, в отличие от бреда, ты можешь строить жизнь не только исходя из своей глубинной правды - но и сочетая это строительство с глубинными правдами других, обогащая и поддерживая друг друга.
Возвращаясь к Бените Артигемону, о котором я написал процитированное тобой - то Бенита на раннем этапе много бредил, отвергая мир, обижаясь на всех - но у него не было своей альтерры, то есть вот не то чтобы он хотел уйти в свои внутренние миры, такого у него не было. Все миры, по большому счёту, представлялись ему плохими, кроме некоей "идеальной мечты", которая не была внятно сформулирована. А когда он стал христианином - то увидел, что пребывает в достаточно хорошем для улучшения мире - и взялся улучшать всё что считал нужным, повинуясь своим глубинам:)
********************
Вт, 29 окт, 2019 19:25 (местное)
yve_chmur_ent
МЕ:
Ага, в этом неонарцисском стихе особенно впечатляет окончание:
"Разве что отыщется пара глобул смолы
Мохнолапого древа приятия
На предзакатных отмелях
Гиперборейского моря свободы
Свободы
Свободы "
- если применить его к образу бабочки: представляется мотылёк в янтаре)))
Думаю, Бражнику при чтении представляется именно это:
"все ваши разговоры про приятие и прижатие к груди на деле означают желание сделать себе из меня оригинальную янтарную брошечку, чтобы все ахали "ах какое у вас там страшное крылатое чудовище заключёно! и как вам только удалось!""
Вт, 29 окт, 2019 21:02 (местное)
archiv_alterry: ах какое у вас там страшное!
ППКС, Ме! - увы, ничего другого существу, у которого _отсутствует_ опыт пребывания на груди любящего родителя, представиться тут не может:(((
Вт, 3 дек, 2019 22:54 (местное)
hontoriel: Re: ах какое у вас там страшное!
Еще, мне кажется, тут очень сильна тема недоверия. Если к тебе добры и видят в тебе хорошее, это значит, что тебя хотят перекроить, перелицевать, сделать "хорошим". А если у тебя и ценность-то последняя - это гордость и некое СОБСТВЕННОЕ представление о себе, то такая угроза - изменить насильно хоть кнутом, хоть пряником - приводит в бешенство одним намёком.
То есть, когда для тебя существуешь только ты сам, но даже на это покушаются - куда уж к миру на ручки, отрубить эти ручки нафиг, нефиг тянуть загребущие :)
Ср, 4 дек, 2019 22:39 (местное)
archiv_alterry: нефиг тянуть загребущие
Вот полностью согласен! - именно что никакого доверия в такой ситуации нет и быть не может - тем более что _личного опыта_ доверия как такового и нету... Когда опыт имеется - есть и возможность сравнить, понять - правда ли _тебя_ любят, _тебе_ хотят помочь - или действительно просто тянут загребущие ручонки, желая усвоить-переварить? ("меня окружали хорошие люди, медленно сжимая кольцо" - уж не знаю кто это придумал, но ооочень точный образ:))
А когда нету опыта доверия - то увы, не разберёшь ваще нифига...
********************
Пт, 15 ноя, 2019 10:16 (местное)
atanata
"асфоделы, цветы забвения, отнимающие память о реальном мире, погружающие в грёзы:
"Что вы, несчастные, спорите с нами,
Что призываете Бога? -
Мы победим не штыками, а снами,
С нами идёт Сатана /
/ _Снами_ идёт Сатана..."
Совсем не понимаю этих строк :/
Почему тут вообще возникает образ Сатаны и почему он идет снами?
Ну понятно они творят злое дело, но какбэ это они а не Сатана?
Вс, 17 ноя, 2019 22:50 (местное)
archiv_alterry: не штыками, а снами
"Почему тут вообще возникает образ Сатаны и почему он идет снами?
Ну понятно они творят злое дело, но какбэ это они а не Сатана?" -
Противопоставление "Бог - Сатана" означает в данном контексте не антитезу "Добро - Зло", а нечто более широкое-изначальное. Исходно "сатана" - это "противник, супостат, оппонент", в контексте же "Бог / Сатана" - "оппонент-противник" не является равным по статусу, по сути дела данное противопоставление означает "Могущественный Родитель - Мятежное Чадо".
Подразумевается, что Бог-Родитель устроил некоторый "правильный мир", в котором Чаду не продохнуть, нет никакого места для себя-настоящего, есть место лишь для исполнения воли Родителя - и Чадо восстаёт, но восстание это своеобразное: бороться "штыками" у него нет сил, т.к. могущество Родителя несравнимо больше - и единственная власть Чада располагается в области "снов": сны - это нечто, недоступное Родителю, во снах Чадо так же полно сил, как Родитель наяву, во снах окружающий мир обретает черты подлинности и красоты, наяву утраченные либо Чаду недоступные.
(Я и сам в 14-15 писал:
"Равнодушной рукою время сотрёт
Миллионы горячих слов.
В этом мире, прекрасном как синий лёд,
Стоит жить только ради снов:
Расцветают лотосы в мёрзлом стекле,
Расцветают эльфы в огнях фонарей,
Расцветают сказки в глазах людей -
Так бывает только во сне..."
И вообще в моих стихах того периода эта тема звучала постоянно.)
Обобщение "мы" ("Мы победим не штыками, а снами") - означает понимание, что мятежное Чадо - не одиноко: есть множество таких же "вынужденных сирот", формально имеющих Родителя, реально же вынужденных от него сепарироваться, чтобы выжить-собой. Эти "мы" - одновременно все очень одиноки, им трудно между собой договориться - но вместе с тем они все могучи "властью снов", ощущают это могущество и могут поделиться друг с другом тем знанием, что во снах власть Родителя убывает, а твоя личная власть растёт. Можно сказать, что этот образ - образ исподволь нарастающей волны недовольства детей старшими, миром старших, порядком старших - тем миром и порядком, где для детей места нет. Волна противления растёт преимущественно "во снах", внутри, исподволь - но она могуча и рано или поздно может всё смести.
Помимо всего, тут есть и ещё один момент: тема "снов" переплетается с темой наркотиков ("морфей-морфий", маковое зелье и пр.) - поэтому этот довольно-таки известный на ЗА стих не так редко используется как манифест наркоманов и наркоторговцев:)
Ну вот Бенита, сам изначально будучи "божеством снов и грёз", таки со всякими мучениями этот отчаянный бунт подростка "перерос" - обретя подлинного Приемлющего Родителя в собственных глубинах.
(Вот и птички тоже, в том смысле что и со мной так же произошло:))
********************
Оглавление "Трёх Парок" с приложениями -
вот здесь. А
вот тут мы напоминаем о структуре проекта "Три Парки" и уточняем, на каком этапе пребываем сейчас.