Тата размышляет:
В посте
про стихи, в перечне "этапов понимания", я заметила пробел и задумалась:
"1. Стихи должны служить людям!" - у меня ассоциируется с моей мамой. Хотя, конечно, она уже давно не та, что стыдилась своего ребёнка перед "обществом".
"3. Я - на стороне стихов, которые сражаются!" - с отцом. Хотя и он не вполне такой, нет, я
(
Read more... )
Штука в том, что, если ребенок, находясь в деструктивной системе, борется, и всерьез, с ним случаются вещи гораздо худшие, чем описанное. Например, если ребенок начинает сбегать из дома - он, практически, подписывается под дальнейшей несчастливой жизнью, как потом ни крути, как ни выкручивай. Или история из документального фильма "мой ребенок - убийца". Ну, вот, не нравилось ему, что его отчим воспитывает, ему сказали "не встанешь из-за стола, пока кашу не доешь", он взял и упорно не вставал из-за стола десять часов - какова сила воли, а? Какова воля к сопротивлению! Теперь сидит в тюрьме за убийство.
И это закономерное развитие его сюжета, к сожалению.
И я не знаю, что с этим делать.
Я знаю, что во все времена взвиваться, развеваться и колебаться в унисон с мэйнстримом, и делать это максимально искренне, - это лучшая тактика, если хотеть выжить и успешно размножиться, как нам, кажется, предписывает эволюция. Поэтому, кажется, и невозможно обвинять ни в чем и возлагать какую-либо ответственность на взвивающихся и развевающихся. И, может быть, так и надо, если не хотеть, как тот мальчик, в тюрьму за убийство жены попасть. На мать-то он не замахнулся. Его триггернуло, что жена ушла, и у сына теперь, может быть, тоже будет отчим. Так триггернуло, что он пошел и убил, а сына теперь воспитывает прекрасная заслуженная бабушка, которая, конечно же, ни в чем не виновата.
Может быть, лучше во всем соглашаться и поступаться своими интересами.
Я так не смог, и где я теперь? Не в тюрьме, конечно, но и не особенно далеко от нее.
Надо как-то уметь сопротивляться, но ведь это несправедливо - возлагать на ребенка ношу, с которой и взрослые-то не умеют справляться.
Сразу, заранее, несправедливое и невыполнимое условие.
Короче, я не понимаю, как устроена эта жизнь :)
Reply
Мне кажется, эта жизнь устроена так сложно и многообразно, что из неё можно извлечь много разных пониманий, каждому на свой вкус. И это будет всё правда:)
"Может быть, лучше во всем соглашаться и поступаться своими интересами.
Я так не смог, и где я теперь? Не в тюрьме, конечно, но и не особенно далеко от нее."
Следует ли это так понимать, что вы таки жалеете о своём жизненном выборе и предполагаете, что если бы хватило сил соглашаться и поступаться интересами (в какой-от период? всегда?), то были бы всё-таки более счастливы теперь, чем оно есть?
"взвиваться, развеваться и колебаться в унисон с мэйнстримом, и делать это максимально искренне, - это лучшая тактика, если хотеть выжить и успешно размножиться, как нам, кажется, предписывает эволюция "
Правильно ли я поняла, что вы считает, что тот, кто всему этому следует, более счастлив, чем тот, кто выбирает другое?
"но ведь это несправедливо - возлагать на ребенка ношу, с которой и взрослые-то не умеют справляться. Сразу, заранее, несправедливое и невыполнимое условие."
Я совершенно согласна. Я вообще считаю, что на ребёнка и так возлагают непомерные ноши все, кто занимается "социализующим воспитанием" (то есть приучает всегда соглашаться и поступаться своими желаниями), куда уж и ещё к чему-то принуждать ребёнка.
Я вижу свой текст как обращение исключительно ко взрослым: если у них есть дети, то есть смысл серьёзно подумать, почитать литературу, как помочь своему ребёнку радостно и свободно развиваться, чтобы и дальше расти счастливым и сильным. А насчёт самого себя взрослый человек может так или иначе осмыслить своё детство, те вещи, которые оттуда расту, и это осмысление может ему помочь строить свою личность на данном этапе. Собственно, чем я тут занимаюсь:)
" если ребенок начинает сбегать из дома - он, практически, подписывается под дальнейшей несчастливой жизнью, как потом ни крути, как ни выкручивай."
Ну наверное какую жизнь считать несчастливой:) Мы в своё время ушли из дома - я считаю, это был шаг, который в итоге привёл и нас и наших родителей к очень здоровым отношениям. Я бы сказала, весь вопрос в том, в какой мере ребёнок может вести самостоятельный курс при этом, и эта самостоятельность-независимость разная для разного возраста. Маленький ребёнок не может жить один, но хорошо если он может сам выбирать, с кем жить и как жить.
Reply
Нет, я о своем выборе не жалею, сделал бы его снова и снова, и так до скончания века. Другое дело, насколько сопротивление - это вопрос моего выбора (пусть он и совпадает с моими желаниями). Потому что это, как говорится в одном прекрасном фильме, - моя природа. Мне этого не отменить, даже если захотеть.
Другой вопрос, что делает меня счастливым, - это совершенно другой вопрос. Я здесь рассматриваю исключительно аспект "счастья", определяющийся реализацией в социуме. И этот аспект у меня тотально провален.
Опять же, "тот, кто следует", мы не говорим о счастье, мы говорим об успехе жизненной миссии. Если она состоит в том, чтобы дожить до старости и увидеть свадьбу внуков, то наилучшая тактика - со всем соглашаться и ни в чем не участвовать. И таких людей, мне кажется, осуждать невозможно. Потому что, опять-таки, это их природа.
Про ребенка, взрослых и несчастливую жизнь. Под ребенком я имел в виду человека, которому никто в нашем обществе не даст возможности самостоятельно заработать и самостоятельно снять квартиру, чтобы уйти. Он садится зайцем на поезд и уезжает к морю, ту-ту. К мелкой (а после и средней) уголовщине, алкоголизму и ранней смерти, чаще всего. Или ему везет, как вам, вовремя найти человека, которому он нужен, и об него спастись. Большинство погибает.
Опять же, это не вопрос счастья. Это вопрос выживания.
Reply
История номер раз. Мальчик, которого еврейская мама родила и вырастила в Гане, а потом развелась и переехала с ним обратно куда-то чуть ли не в Ростовскую область. Чернокожий мальчик подрастал, а в Ростовской области цвели девяностые. Он не только выжил, он преуспел, судя по тому, что адаптировался к ментальности, - а потом уехал в Израиль и поступил в армию как одинокий солдат.
В армии он жил в общежитии, снискал всеобщую любовь и популярность тем, что в любой момент мог достать баб, алкоголь и наркотики. Жизнь превратилась в праздник. А потом одна из баб, профессионалка, обратилась в полицию с заявлением об изнасиловании. Даже профессионалок в Израиле нельзя насиловать, мальчик загремел на нары в армейскую тюрьму.
А в армейской тюрьме тоже были девяностые. И условия заключения там были отвратительные. Примерно как в русской. С ними разговор без зуботычины не начинали, относились как к обезьянам. Негров, кстати, тоже практически еще не было. Я думаю, он получал там за троих. Парень организовал бунт, вооружил заключенных, изолировал тюремщиков - не позволив случиться кровопролитию, успели избить только одного! - и пошел на переговоры с армейским руководством, выставив ультиматум с приемлемыми условиями, при этом жизни заложников не угрожал. В сущности, ребята просто хотели поговорить об условиях заключения, о том, что к ним относятся не по-людски, - правда, говорить им было особенно не с кем.
ЧП государственного масштаба.
Около суток никто не знал, что с ними делать.
Потом приехал высокий чин и разрулил ситуацию. Сходу согласился на все условия, отпустили заложников, - а парней арестовали и вломили им по полной. Никто и не собирался эти условия выполнять, с чего это вы взяли. Слово офицера, данное под давлением, ни фига не слово, а предмет заведомо проваленного торга.
Оказывается, так можно было, ага.
Время прошло, условия заключенных в армейских тюрьмах претерпели массивные изменения к лучшему (ход времени не остановить!). С тогдашним избитым тюремщиком (напомню, сам тюремщик избивал заключенных неоднократно!) при встрече они теперь обнимаются. Бывшие командиры говорят об организаторе бунта "он был умный, сильный, харизматичный лидер, мог бы достичь больших чинов в армии". Парень закончил призывной срок, отсидел еще пару раз по мелкой уголовке, пару раз развелся, теперь работает в Тель-Авиве охранником. Ходит по улице, держась стеночки.
Относительно взрослый, и очень отвественный человек. Исключительно здравая организация действий. Отсутствие другого выхода - полное подчинение или бунт против системы.
Просранная жизнь.
Reply
Индия. Бедный квартал. Ну как, относительно бедный - в Индии есть обширные кварталы, где у жителей даже домов нет, - у этих были. Дома были, а денег не было. Естественно, управлялся этот район бандами. И главный бандюк у них был полный беспредельщик. Грабил, насиловал, поджигал дома - а потом заносил бакшиш полицейским и снова творил, что хотел. Никто не смел ему возразить, все боялись.
И была одна семья. У этих была работа где-то в городе, на раене их уважали, никто их не трогал. Всех можно, этих нельзя - образованные! Одна девочка даже училась на гостиничного администратора, вот такая семья! И вот как-то раз эта девочка приезжает домой на побывку. И видит, как какую-то женщину хватают прямо на улице и тащат в тамошнюю "подворотню". Она поступает по своей природе - хватает палку и отбивает женщину у нападающих. Уважаемая семья, все такое. Но главбандюк не может простить такого унижения своего авторитета даже уважаемой семье. Что эта девчонка себе позволила?
Банда окружает ее дом. Сорок человек, вооруженных ножами, и главарь, размахивающий банкой с кислотой, уговаривающий девушку выйти, подвергнуться наказанию и спасти своих близких от расправы. Полиция, конечно, не приезжает.
Девушка открывает на кухне газ и угрожает взорвать дом, если в него ворвутся осаждающие.
Тем временем, пробудившиеся соседи нахрен сжигают дом главного бандюка (индийские фильмы оказывают влияние!). Бандюк, плача, идет в полицию. Когда он выходит из полиции, его поджидают двести женщин с ножами и, местная специфика, молотым красным перцем и превращают насильника буквально в фарш.
Храбрая девушка не была с ними. Ее все равно арестовали по делу об убийстве, затем выпустили, но более десяти лет она провела под полицейским наблюдением, карьера и учеба накрылись медным тазом, работает, как все соседки, ручками и иногда маскотом - обещает всяким СМИ, что "невер агейн".
По большей части, не выходит из дома.
Она заплатила за свой бунт.
История не такая давняя, две тысячи четвертого года всего.
В Википедии есть статья про Акку Ядова и его ужасную смерть.
Про Ушу Нараяне статьи в Википедии НЕТ.
Взрослый человек в критических обстоятельствах взял ответственность за свою жизнь, да?
Даже ПОБЕДИЛ, да?
Неважно, его место все равно теперь у параши.
Reply
Тут два важных момента.
Первый - это возможность выбора. Я считаю, что человек в полной мере счастлив, когда имеет возможность выбрать из разных вариантов, осознать, что это его собственный выбор, и имеет инструменты для того, чтобы желаемое отстоять и своей цели добиться. Он это может формулировать как угодно, но суть в том, чтобы видеть, что вариантов "как жить" может быть сколько угодно и каких угодно. В родном-любимом обществе, в другом обществе, в узком обществе, без общества, и всюду в том статусе, в котором ему самому больше нравится, не обязательно принятые понятия общества и самого человека об "успешности" совпадут. И важно, чтобы человек мог защитить свои границы, в том числе не страдать от этого расхождения понятий, своих и "общества". Ни выживание, ни потомство, ни признание не является универсальным "выигрышем" для любого человека - но для тех, для кого это наиболее важно, необходимо, значит, именно это осознавать и действовать соответственно. А для кого более важны иные вещи - тем важнее действовать сообразно им и вовремя это понимать.
А это всё возможно, только если ребёнок растёт в безусловном принятии и не боится своей инаковости и своих чувств, не воспринимает (с подачи окружающих) свою необычайность как "вот не повезло таким родиться". Чтобы человек мог в любой момент своей жизни, в том числе критически опасный, делать именно то, что сам хочет сделать в этой ситуации. Ничто другое не сделает его ни счастливым, ни победителем; а большего всё равно не даёт ничто в мире. Вот собственно про это - как связаны обстоятельства детства человека и его дальнейшее умение выстроить жизнь на свой вкус и ею наслаждаться (взгляд изнутри, сравнение разных подходов воспитания) - как раз весь проект "Три Парки": https://alterristika.livejournal.com/63737.html
Второй момент - это невозможность со стороны узнать, счастлив ли человек: в какой мере он получает от своих поступков то, что хочет. Нет "внешних" универсальных критериев полноты жизни. Поэтому есть смысл ориентироваться на опыт свой, на опыт тех, кто открыто рассказывает о себе, а не на чисто описательные истории.
Вот скажем, успешный выпускник Техноложки, получил место в закрытом институте, блестящие перспективы карьеры, тем паче что папа - шишка в правительственном аппарате; а парень за участие в наивной подпольной группе (фактически - исключительно по дружбе) загремел в лагеря, лишился там 2 пальцев на руке, вышел - на работу взяли из сострадания инженером, какая уж карьера, к пенсии работал мелким начальником, на пенсии и вовсе ночной охраной. А другой из той же группы был в институте комсоргом и со своей харизмой мог бы вообще далеко пойти по партийно-комсомольской линии, прям до политбюро))) а отсидел семь лет по тюрьмам и ШИЗО и потом до старости работал слесарем в Ленобласти. Тут про них:
https://kiratata.livejournal.com/133368.html
На сторонний взгляд - тоже можно сказать "просранная жизнь" и "его место все равно теперь у параши". Однако оба однозначно считают свою судьбу счастливой. Первый так вообще рассказывал, что ему снилась его первая работа в "закрытом", он просыпался в холодном поту и осознавал с радостью "слава богу я в лагере!" - и ещё говорит, что повезло ему, столько видел замечательных людей в жизни, благодаря тому что дружил с "врагами народа".
Reply
Возможно, это что-то из области "права не дают, их берут".
Просто цена иногда бывает... прямо скажем, чрезмерна.
И даже в большей части случаев цена, заплаченная за правду, за смелость, за свободу проваливает человека в еще большую яму.
Я не спрашивал таких людей, счастливы ли они, что сидят в тюрьме, например. Или в лагере. Или на пособии по безработице. Я сам такой человек - и я не счастлив.
Был бы я счастливее, если б взвивался и развевался? Вы знаете, относительно своего гендера я даже попробовал. Очень честно и очень искренне - а куда было деваться, когда ни операций, ни социализации в известном мне пространстве не было по определению. Для моего случая их и сейчас нет, по большому счету.
Так вот, я чудом жив остался. Это все равно, что дышать перестать (я сейчас, через пять минут снова использую этот образ, простите меня). Можно, но ненадолго и с чудовищными последствиями.
Но ведь есть люди, которым бравое шагание в ногу с мейнстримом жизни не испортило, даже наоборот )) При всех компромиссах с совестью, сальдо их внутреннего ощущения состоявшейся жизни вполне себе положительное.
Я об этом писал.
Reply
Спасибо за ответы, это очень ценно.
Да, мы всячески акцентируем, что "успех в социуме" не равен "полноценной реализации себя в социуме", и то и другое не равно счастью, что надёжнее строит счастье тот, кто более независим от социума - чтобы и поменять окружение было бы легче, если что.
"И таких людей, мне кажется, осуждать невозможно. Потому что, опять-таки, это их природа."
Мы не осуждаем ни тех, у кого природа, ни тех, у кого выбор) пусть каждый выберет сам - мы за то, чтобы никто не мешал никому выбирать своё.
"Или ему везет, как вам, вовремя найти человека, которому он нужен, и об него спастись. "
Это не только везение) в каждой удаче 90 процентов работы, иоли как там звучит сентенция на этот счёт)
Reply
Мне однажды повезло найти полностью своего человека (очень ненадолго).
Это было тяжело. Это было страшно. Я даже, наверное, не справлялся. Этого человека я потерял.
Но назвать это работой у меня не повернулся бы язык. Дышать - это тоже работа, тяжелая, монотонная, нудная, и ведь не прекратишь.
Но что-то никто из живых на нее не жалуется.
Это было как если б кто-то отвернул вентиль с кислородом и поднес маску человеку, который дышать уже разучился. Это было очень больно - расправлять легкие и делать эти вздохи.
Было невозможно их не делать - хотя да, я пытался дышать пореже, я пытался избежать боли. И он пытался.
Если бы у нас было время, мы научились бы дышать как дышим.
Болью это было, да. Усилием это было.
Работой это не было НИКОГДА.
Reply
Прежде всего, ещё раз спасибо за такое открытое участие в разговоре, за рассказ о себе. Я очень рада, что все комментирующие так искренне и горячо говорят именно о личном опыте.
Жить собой-настоящим - да, это и есть дышать, мы так же это ощущаем и формулируем; и запрет на это ощущается как остановка дыхания, и то, что от непривычки может быть страшно больно и хочется поначалу делать вдохи неглубокие и пореже, всё так, очень узнаваемо.
Мне легче, наверное, потому что я не успела в полной мере отучиться дышать, как мы уже и встретились с Германом. А он вырос таки в другой атмосфере и не отказывался быть собой никогда, и мне смог помочь вовремя.
"Вы знаете, ни вы, ни я не родились и не воспитывались в обстановке абсолютного принятия"
Ну вот "Три Парки" - именно подробное исследование жизни человека, который родился и даже воспитывался в обстановке полного приятия. Мне как раз всё это очень интересно в смысле сравнения моего детства и детства Киры, старших у меня и у Киры.
"права не дают, их берут" -
Я бы сказала: человек только в том случае понимает, что они у него есть и что он должен добиваться, чтобы они и дальше у него были - если с самого начала жизни его старшие давали ему всё необходимое для этого. И это не то что "давали ребёнку такие-то права и он привык", нет, тут целый пласт и в основе именно принятие его-настоящего с радостью и любовью. Он живёт собой, имеет цели в жизни и понимает, что ему для счастья необходимо - отсюда и растёт его запрос на те или иные права. Эта радость (его любили, и он поэтому любит себя) и сопровождает всю жизнь в дальнейшем - поэтому ему дышать=жить собой не изнурительная необходимость, без которой удушье, асфиксия, распад и прочее, а радость само по себе, как процесс.
А _работа_, о которой я сказала - это не дышать, а _помогать_ дышать другому, близкому. Это именно конкретная работа - и обустройство общего пространства, и готовность всякий раз приходить на помощь, и вникание в проблемы близкого как в свои, и отрабатывание приёмов эффективных выяснений возникающих проблем, и многое другое. Эту работу для меня, например, делал Герман долгие годы, только это и помогло мне научиться слушать свои желания и отстаивать свои права без самоистязания: "научились делать именно то, что сами хотим в данной ситуации" - я вот научилась именно таким образом, только в объятиях того кто умеет это с детства; дома родители меня не научили (ну разве что очень худо-бедно: научили отстаивать свои базовые понятия о главных ценностях в конфронтации с явными врагами этих ценностей). А теперь я тоже могу для близких делать эту работу в той или иной мере.
"И даже в большей части случаев цена, заплаченная за правду, за смелость, за свободу проваливает человека в еще большую яму. Я не спрашивал таких людей, счастливы ли они, что сидят в тюрьме, например. Или в лагере. Или на пособии по безработице."
У нас перед глазами много судеб, кроме наших личных, рядом ещё люди, с кем мы общались прямо и могли узнать, что они в самом деле чувствуют - и когда борются за право быть собой, и когда отказываются от борьбы. И достаточно много при этом можно выяснить про их детство, как к ним относились их старшие. Когда я рассказываю про этих двух ребят прошедших лагеря - я говорю с их слов, это мой отец и его друг (насчёт цены за правду - они сами считают, что жизнь удалась, они наоборот своим протестом вылезли из ямы). Что касается пособия по безработице - мы сидели без работы в начале 90-ых, конечно, голодать было неуютно! Меня сократили в первых рядах, могу льстить себя мыслью, что за споры с начальством))) Потом мы организовали себе заработок сами (и были страшно рады, что находимся не на службе, не на прежней работе) - это удалось именно потому, что мы не тормозили себя вопросами "а разрешено ли это, как бы узнать".
Всё это к тому, что нет речи об осуждении той или иной жизненной стратегии - просто важно выбирать самому и понимать что именно выбираешь. Мы вот выбрали (то о чём и пишем) и очень счастливы.
Reply
"Мне однажды повезло найти полностью своего человека (очень ненадолго).
Это было тяжело. Это было страшно. Я даже, наверное, не справлялся. Этого человека я потерял...
Если бы у нас было время, мы научились бы дышать как дышим."
Очень горестно это слышать. А что случилось, если не секрет?
Reply
Reply
Какое горе, охх. Как жалко.
Reply
Leave a comment