29.10.2013 09:22каментарыяў: 0Прагледжана: 4 24-25 октября 2013 года в столице Беларуси прошли заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств и Евразийского высшего экономического совета. Руководители постсоветских государств встретились для того, чтобы обсудить судьбу и ход реализации самого старого и самого нового интеграционных проектов в регионе.
Мероприятиям предшествовали многочисленные дискуссии, споры, заочные пикировки представителей государств-участников интеграционных образований. Немалый градус противоречий был продемонстрирован в отношениях между Беларусью, Казахстаном и Россией. Прошедшие саммиты должны были если не расставить точки над i, то, по крайней мере, прояснить ситуацию.
Об их итогах мы говорили с представителями экспертного сообщества ключевых государств, имеющих отношение к интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
Юрий Крупнов, председатель Движения развития, руководитель Института демографии, миграции и регионального развития (Россия)
Процесс евразийской интеграции находится в глубоком кризисе. Это усугубляется экономической ситуацией, которая продолжает ухудшаться. И по инерции, автоматически не следует ожидать от продолжающихся попыток интеграции чего-то хорошего. Не только под геополитическим давлением, но и по внутренним причинам постсоветское пространство продолжает раскалываться, автономизироваться, регионализироваться. Этот процесс может быть преодолен исключительно через выдвижение новой повестки евразийской интеграции, в основе которой должны лежать [Spoiler (click to open)]
проекты совместного развития, выход на создание новых кооперативных производительных цепочек в рамках новой индустриализации всего пространства, включая, как это ни покажется фантастичным, и Афганистана, поскольку именно Афганистан является эпицентром всей нестабильности в Центральной Азии и Евразии.
Существующую же неразбериху в евразийской интеграции полностью отражают выдвинутые Казахстаном и Россией предложения о расширении Таможенного союза за счет Турции и, как бы в противовес, Индии. Кстати, предложение Нурсултана Назарбаева в этом смысле более логично, поскольку, по мнению ряда аналитиков, основным бенефициаром Таможенного союза в итоге стала Турция. Через территорию Казахстана она получила доступ к единому рынку ТС. Это показывает, что сегодняшняя верхушечная, надстроечная интеграция продвигается с результатами, неизвестными для ее инициаторов. И вполне возможно, что главными выгодополучателями процесса станут Турция или иные зарубежные государства.
Это означает, что проект Таможенного союза и ЕЭП носит поверхностный идеологический характер. Идея о том, что ликвидация таможенных барьеров будет иметь положительный экономический эффект, работает только тогда, когда экономика и так растет, рынки поднимаются, а ряд административных послаблений ускоряет эти выраженные возвышательные тренды. То есть, в нашем случае, когда растут цены на углеводороды. А у нас сейчас ситуация уже прямо противоположная, и готовиться надо к ещё более худшему. Цены на нефть стагнируют, идет внутренняя девальвация, экономический кризис нарастает и так далее. Отсюда ликвидация барьеров не дает положительного эффекта, а предоставляет неожиданные выгоды для внешних игроков.
Таким образом, в условиях дестабилизации международных отношений Таможенный союз не создает очага стабильности, более того, оказывается дополнительным фактором неопределённости. А рост нестабильности в целом усиливает хаотизацию и на постсоветском пространстве.
Поэтому сегодня срочно необходим конкретный проект (Новой Большой страны), который увязывает все базовые экономические отношения наших стран на долгосрочный период вокруг новой индустриализации.
Также см. моё интервью каналу Беларусь-1 накануне Саммита СНГ в Минске о судьбах евразийской интеграции и Евразийского Союза: