Оригинал взят у
petermikh в
Украина стоит на пороге масштабной олигархической войныПока все обсуждают наметившиеся перспективы "евроинтеграции", в кулуарах происходит кое-что не менее интересное.
Украина стоит на пороге масштабной олигархической войны. Виктор Пинчук вызывает в суд Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, оспаривая их права на крупный металлургический комбинат, половина которого сегодня принадлежит Ринату Ахметову.
Во многом схожий процесс между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем в 2011-2012 года вошел в историю как “процесс века”. Благодаря противостоянию олигархов общественность узнала о мельчайших подробностях коррупции, предательства и лжи в российском бизнесе времен первичного накопления капитала.
Подобное ожидает и украинцев. Разбирательство между Пинчуком и Коломойским будет проходить в Высоком суде правосудия в Лондоне, но эхо судебных прений в скором времени будет слышно и в Киеве. По словам людей, близких к противостоянию бизнесменов, таких крупномасштабных информационных войн Украина еще не знала.
И судя по документам, которые стороны передали в суд, компромисса в этой войне искать никто не будет. На кону стоят не только миллиарды долларов, но и деловая репутация участников процесса и возможность дальнейшего пересмотра прав собственности на другие крупные активы.
Медиа-холдинги Виктора Пинчука и Игоря Коломойского уже сейчас готовятся ко взаимному уничтожению реноме своих владельцев. Сегодня представители обеих бизнес-групп активно собирают любую информацию о событиях вокруг приватизации крупных металлургических активов в 1997-2007 годах. Отдельные из них даже используют в своих целях шпионаж против журналистов, пишущих на эту тему.
Впрочем, уже сейчас в материалах дела Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов раскрыли достаточный пласт информации, которая теоретически способна привести к пересмотру результатов приватизации и масштабному переделу собственности.
Многое из того, что сообщили олигархи суду, было известно и раньше. Но теперь это уже не просто слухи и домыслы, а официальные версии реальности, опираясь на которые Виктор Пинчук и Игорь Коломойский публично будут уличать друг друга в недобросовестности, “кидалове”, коррупции и использовании политических рычагов в своих бизнес-интересах.
КРАТКАЯ ФАБУЛА
Вкратце фабула спора выглядит так.
Виктор Пинчук утверждает, что осенью 2004 года он передал группе “Приват” 130 млн. долларов на покупку у государства крупного металлургического предприятия. Но после приватизации комбината приватовцы отказались передать ему положенный пакет акций.
Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов категорически отрицают - и факт получения денег, и какие-либо договоренности с Виктором Пинчуком об акциях предприятия. По их версии, они договаривались о переделе комбината не с Пинчуком, а с Ринатом Ахметовым.
Претензии Пинчука они объясняют его убеждением, что собственники комбината должны расплатиться с ним - как с зятем президента - за подпись Кучмы под законом о приватизации в 2004 году.
В распоряжении “Украинской правды” оказались иск Виктора Пинчука в Высокий суд правосудия в Лондоне и ответные письменные разъяснения Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В первой части мы изложим лишь краткий пересказ версий обеих сторон.
ВОКРУГ ЧЕГО СПОР
Спор между олигархами разгорелся вокруг самого большого в Украине предприятия по добыче железной руды подземным способом - Криворожского железорудного комбината(КЖРК).
До 2004 года комбинат входил в состав государственного предприятия Укррудпром. В результате приватизации в августе 2004 года КЖРК был продан компании “Солайм”, входящей в так называемую группу “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.
На сегодняшний день комбинат принадлежит кипрской компании Starmill Limited, которой на партнерских началах управляют группа Ринат Ахметов и Игорь Коломойский.
ЧЕГО ХОЧЕТ ВИКТОР ПИНЧУК
Виктор Пинчук утверждает, что в августе 2004 года Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов купили КЖРК не для себя, а в его, Пинчука, интересах.
По его словам, за месяц до приватизации он виделся с “приватовцами” в Ялте, и в присутствии Рината Ахметова и братьев Суркисов договорился с ними, что покроет затраты на покупку комбината, а после аукциона Коломойский и Боголюбов передадут КЖРК ему в собственность.
Далее, говорит Пинчук, Коломойский и Боголюбов действительно купили КЖРК, и на первое время даже назначили его людей в управляющие комбината.
А когда дело дошло до возвращения предприятия Пинчуку, “приватовцы” сообщили, что всеми акциями КЖРК владеет некая компания Alcross на Британских Виргинских островах, купив которую Пинчук станет полноправным владельцем актива.
Виктор Пинчук якобы поверил, но, заплатив 143 миллионов долларов за Alcross, обнаружил, что это подставная компания-пустышка. Когда махинация обнаружилась, “приватовцы” предложили Пинчуку новую сделку: владелец “Интерпайпа” получит комбинат, если согласится создать совместно с группой “Приват” Ферросплавный холдинг и передаст в его управление свою долю в Никопольском заводе ферросплавов (НЗФ).
На тот момент Коломойский и Боголюбов уже контролировали львиную долю производства ферросплавов в стране, но созданию полноценной монополии “мешали” 73% акций Пинчука в Никопольском заводе ферросплавов.
Виктор Пинчук снова согласился на сделку с “Приватом”. Но с условием, что ее участниками станут лидеры российской финансово-промышленной группы “Лужники” - Александр Бабаков и Михаил Воеводин. По сути, “лужниковцы” должны были стать гарантом договоренностей между Виктором Пинчуком и Игорем Коломойским.
В результате, после долгих переговоров стороны договорились, что учредителями Ферросплавного холдинга станут группа “Приват” (50%), Виктор Пинчук (30%) и “лужниковцы” (20%).
По условиям сделки, помимо объединения ферросплавных активов и возврата КЖРК Пинчуку, стороны должны были возместить друг другу убытки: Пинчук должен был выплатить “Привату” дивиденды по акциям НЗФ, а Коломойский и Боголюбов - прибыль от работы КЖРК за все время владения комбинатом.
В скором времени основные условия сделки были выполнены. Пинчук передал общей компании свои акции в НЗФ, а группа “Приват” - все свои активы в других ферросплавных заводах. Ферросплавный холдинг был создан.
Оставалось выполнить лишь последний пункт - касающийся выплаты долгов. Но, как утверждает Пинчук, Коломойский и Боголюбов не захотели утвердить порядок погашения долгов, и, поскольку формально сделка не была закрыта, акции КЖРК так и остались во владении группы “Приват”.
Дальше конфликт вышел за переделы двух сторон. Согласно иску Пинчука, в июле 2007 года Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов продали 50% своих акций в КЖРК Ринату Ахметову.
ОТВЕТ ИГОРЯ КОЛОМОЙСКОГО И ГЕННАДИЯ БОГОЛЮБОВА
Лидеры группы “Приват” отрицают практически все ключевые тезисы иска Виктора Пинчука.
В отличие от Пинчука, опирающего на деловую сторону вопроса, Коломойский и Боголюбов описывают также политический аспект событий, о которых идет речь в иске. В частности они утверждают, что Виктор Пинчук имел значительное влияние на органы власти благодаря браку с дочерью президента Леонида Кучмы.
В качестве примера использования Виктором Пинчуком своего влияния на органы государственной власти Коломойский приводит ситуацию вокруг компании Укрнафта, контрольный пакет акций которой принадлежал государству.
По словам Коломойского, в 2002 году Виктор Пинчук предложил ему и Боголюбову заключить сделку: Пинчук помогает назначить в управляющие органы нужных “приватовцам” людей, в обмен на что Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов отдают ему половину прибыли Уркнафты и ежемесячно перечисляют 5 миллионов долларов в некий “специальный фонд”.
При этом Коломойский утверждает, что Пинчук не скрывал, что этот фонд формировался для избирательной кампании Леонида Кучмы, который готовился к третьему сроку своего президентства. По словам Коломойского, в общей сложности они перечисли в эту избирательную кассу 100 миллионов долларов.
Суть версии группы “Приват” состоит в том, что все претензии Виктора Пинчука сводятся к тому, что он как зять Леонида Кучмы имел право требовать акции КЖРК в обмен на подписание президентом закона о приватизации Укррудпрома.
При этом Коломойский категорически отрицает какие-либо договоренности о покупке акций КЖРК в пользу Виктора Пинчука. По его словам такое соглашение было, но не с Пинчуком, а…с Ринатом Ахметовым, и касалось лишь 50% акций комбината.
По словам Коломойского, в марте 2004 в Милане он встретился с Ахметовым, и они договорились, что группа “Приват” купит у государства акции КЖРК, а после приватизации передаст половину акций комбината Ринату Ахметову. А спустя некоторое время Ринат Ахметов жаловался Коломойскому, что Виктор Пинчук угрожает воспользоваться своим влиянием и, если КЖРК не купят в его пользу, Кучма наложит вето на принятый парламентом закон о приватизации Укррудпрома.
При этом Коломойский не отрицает факт ялтинской встречи с Пинчуком. Обед в ресторане “Тифлис” был, говорит Коломойский. Тогда Виктор Пинчук в присутствии Ахметова и братьев Суркисов действительно поднимал вопрос о приватизации КЖРК, но никаких соглашений по этому поводу достигнуто не было. А тот факт, что после приватизации руководителями комбината были назначены люди Виктора Пинчука, объясняется не тем, что комбинат был куплен в пользу Пинчука, а опасениями, что зять президента мог оказать на владельцев КЖРК давление.
Все дальнейшие договоренности о передаче комбината Пинчуку приватовцы категорически отрицают. В том числе, слова Пинчука о том, что под видом акций КЖРК за 140 миллионов долларов ему продали компанию-пустышку Alcross. По словам Коломойского, Пинчук изначально знал, что Alcross - это подставная компания, и покупал ее только для того, чтобы юридически оформить возвращение части долгов по другому активу - Никопольскому заводу ферросплавов (НЗФ).
НИКОПОЛЬСКИЙ ЗАВОД ФЕРРОСПЛАВОВ
Если верить Игорю Коломойскому, НЗФ - еще один завод, в отношении которого Виктор Пинчук использовал свое политическое положение. По словам Коломойского, еще в 1999 году они договорились с Пинчуком, что все купленные у государства акции НЗФ будут поделены между ними поровну. Но Виктор Пинчук не выполнил это условие, в результате чего “приватовцы” оказались миноритарными акционерами завода.
После президентских выборов 2005 года у новой власти возникли вопросы к приватизации времен Кучмы. Причем в своих показаниях Игорь Коломойский не скрывает, что на тот момент группа “Приват” активно помогала государству отсудить у Пинчука акции НЗФ, чтобы в случае успеха, купить их самим. Напомним, на тот момент главой правительства была Юлия Тимошенко.
Игорь Коломойский утверждает, что идею о создании Ферросплавного холдинга предложил не он, а сам Виктор Пинчук в апреле 2006 года на встрече в Женеве. По словам Коломойского Пинчук был обеспокоен тем, что Юлия Тимошенко может повторно стать премьер-министром, и акции Пинчука в НЗФ окончательно перейдут под контроль государства.
Коломойский признает все договоренности о создании Ферросплавного холдинга и участие в этой сделке “лужниковцев” Александра Бабакова и Михаила Воеводина. Но при этом категорически отрицает, что в этих соглашениях как-либо оговаривалась возможность передачи Виктору Пинчуку акций КЖРК.
Более того, Коломойский обвиняет Пинчука в том, что при создании Ферросплавного холдинга владелец “Интерпайпа” нарушил договоренности и не выплатил долги, утверждая, что вся документация по деятельности НЗФ была уничтожена.
Что важно - согласно показаниям Коломойского, 50% акций КЖРК были переданы Ринату Ахметову примерно за месяц до начала переговоров о создании Ферросплавного холдинга. Это случилось 24 марта 2006 года, а не в июле 2007 года, как был уверен Виктор Пинчук.
В заключительной части своих показаний Игорь Коломойский уверяет суд, что у Пинчука нет шансов доказать свою правоту, поскольку, согласно украинскому законодательству, он упустил время для подачи иска.
Согласно Гражданскому кодексу Украины, обращение в суд должно поступить в течение трех лет с момента, когда лицо узнало о нарушении его прав и интересов. Виктор Пинчук подал иск в марте 2013 года, а о продаже акций КЖРК Ринату Ахметову он узнал в июле 2007.
ЧЕГО ХОЧЕТ ВИКТОР ПИНЧУК
Виктор Пинчук просит британский суд заставить Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова признать, что акции КЖРК находились и находятся в доверительном управлении в его пользу. А также возместить весь ущерб от владения комбинатом группой “Приват”, в том числе и всю прибыль, полученную от работы КЖРК за все это время. По словам источников в окружении Виктора Пинчука, в случае выигрыша сумма выплат, полагающихся владельцу “Интерпайпа” может составить от 800 миллионов до 2,5 миллиардов долларов США.