В СССР вопрос о палубной авиации принял вполне отчетливые формы в конце сороковых годов, когда была принята грандиозная программа по созданию океанского флота. В ней предусматривалось и строительство авианосцев различного класса. Тогда же авиационные КБ получили задания на проектирование палубных самолетов. Истребителями занялся коллектив А.С.Яковлева, бомбардировщиками и штурмовиками - А.Н.Туполев.
В 1950 году ОКБ А.Н.Туполева получило задание исследовать возможность создания палубного торпедоносца-бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1 со следующими данными:
- максимальная взлетная масса - 15 т;
- максимальная скорость на высоте 5000 м - 900 км/ч;
- практический потолок - 12000 м;
- дальность полета с 1500 кг бомб - 1500 км;
- длина разбега с 2 ускорителями при ходе авианосца в 20 узлов - 220 м;
- габарит со сложенным крылом по размаху - 8 м;
- длина самолета - 15 м;
- высота самолета - 6 м;
- стрелково-пушечное вооружение:
вперед - 2 пушки ;
назад в КДУ - 2 пушки;
- калибр пушек - 23 мм;
- экипаж - 2 чел.
Эскизное проектирование и выпуск чертежей были завершены к 1953 г.
Проект палубного торпедоносца- бомбардировщика «509» (девятый проект 1950 г.) создавался на базе самолета «81» (торпедоносец ВМФ Ту-14 ) с уменьшением всех массогабаритных параметров примерно на треть.. Желание использовать эту машину в качестве прототипа было понятным и естественным. Ее компоновка и принятые технические решения, как показали летные испытания (1947- 49 гг.), себя оправдали. Силовая установка предполагалась из двух ТРД ВК-1 с центробежным компрессором. Главным отличием были складывающиеся консоли крыла и тормозной гак для посадки с аэрофинишером.
Проработка задания показала, что имеется возможность уложиться в заданные габариты и обеспечить требуемые данные при взлетной массе 13-15 т и площади крыла 50-60 кв.м. Для дальнейших расчетов был выбран вариант со взлетной массой 14,8 т и площадью крыла 54 кв.м. Определенные трудности были связаны с размерами КДУ и прицельной радиолокационной станции ПРС-1 "Аргон".
Все тактико-технические данные были выполнимы за исключением длины разбега с палубы авианосца в 220 м, которая могла быть обеспечена только с использованием 4-х ускорителей.
"Проект 509" был доведен до стадии технического предложения с двумя вариантами носовой части фюзеляжа (от "самолета 81" или от "самолета 82"), с размахом крыла 18,2 м, площадью крыла 55 кв.м, удлинением крыла - 6, взлетной массой 15 т и бомбовой нагрузкой до 3000 кг.
После смерти Сталина в марте 1953 г. новое руководство страны приняло решение о значительном сокращении кораблестроительной программы, в первую очередь авианосцев. Палубная авиация стала ненужной.
Источник: “Мир Авиации” 1994 Спецвыпуск: Крылья над морем
Реконструкция: Сергей Сыч
Источник -
http://alternathistory.org.ua/palubnyi-torpedonosets-509-okb-tupoleva-1950g