Как оказалось, даже среди моих супервизоров и тренеров института нет согласия по этому вопросу, поэтому я решила хотя бы для себя и своих клиентов сформулировать, в чем же разница между терапевтическим и консультативным режимом, и появились хоть какие-то ориентиры для выбора.
Итак.
1. Консультативный режим.
Основное отличие консультативного режима - это краткосрочность.
Это одна, может быть две встречи, направленные на решение одной проблемы или прояснения одного вопроса. Все.
На что еще можно рассчитывать:
- Появится ясность, что делать дальше, "куда копать".
- Возможно - появится ясность, откуда это взялось.
Однако не стоит рассчитывать, что удастся что-то с этим сделать вот прямо сразу.
Поэтому консультации эффективней, если проблема тревожит относительно небольшое время, и главным образом, характеризуется внезапностью, удивлением и недоумением: как же так случилось, что же теперь делать?
Плюсом консультативного режима является его относительная финансовая доступность, возможность познакомиться с терапевтом, понять, подходит ли метод, стиль работы, личность человека, и никто не мешает приходить на консультации раз в месяц или реже, по мере необходимости, здороваться, прощаться и ничего не обещать.
Минусом консультаций является то, что концентрированная работа над проблемой практически не оставляет времени и места для работы над поддерживающей средой клиент-терапевтических отношений, поэтому за слишком болезненную проблему в таком формате браться не стоит, равно как и за проблему, затрагивающую несколько аспектов жизни: на ее решение может просто не хватить отведенных стандартами 50 минут.
2. Терапевтический режим.
Терапевтический режим имеет две подвида:
А. краткосрочная терапия - 5-6 встреч
Б. долгосрочная терапия - 10 и больше.
(промежуточные варианты - на самом деле, довольно редки)
Краткосрочную терапию я рекомендую, как правило, в случаях, когда запросом стоит что-то из области "адаптироваться к обстоятельствам".
Основной признак: вопросов много, но они все касаются одной темы.
Можно рассчитывать:
- На принятие осознанного решения, что я хочу с этой ситуацией сделать. Прекращать радикально (развод, увольнение, переезд), продолжать искать пути изменения (найти способ достучаться до мужа, до начальника, до соседей), признавать свое бессилие что-то изменить (я люблю мужа и мне придется смириться, что он вот такой мне достался, терять его я не готова, я люблю свою работу и готов возвращаться на нее, даже с ущербом где-то еще, мне нравится квартира, мне не нравятся соседи, и это - моя реальность). Сюда же относятся свежие потери и моральные травмы.
- На принятие принятого решения. Иногда так бывает, что мозг думает: вот так - правильно, - но все нутро сопротивляется и совершенно не хочет с ним соглашаться. В этом случае стоит потратить время и разобраться: почему мозг и душа не в согласии пребывают? Чего не хватает? Что мешает? И в этом процессе никто не советчик: только сам человек может найти именно тот аргумент, который станет решающим.
Нельзя рассчитывать:
- На то, что заодно и все остальные проблемы пропадут.
Да, действительно, все - взаимосвязано. Но довольно редко бывает, что та проблема, которая на поверхности, и есть ключевая. Обычно - это побочный продукт основной темы, которую не всегда и проблемой-то можно назвать, это - образ жизни, характер, то, что формировалось годами, и имеет свои плюсы и минусы, и далеко не всегда есть желание отказываться от плюсов.
Долгосрочная терапия охватывает большую часть жизни и проблемы, как правило, претендуют на глобальность, например что-то из серии:
- Неудовлетворенность жизнью, в целом.
- Сниженное качество жизни.
- Ощущение счастья приходит редко.
- Сложно строить удовлетворяющие меня отношения с людьми.
- Не могу заставить себя делать то, что надо.
- Все время делаю не то, что нужно.
- Страшно жить.
- Постоянно есть источник беспокойства, кидающий тень на все остальное существование.
В основе долгосрочной терапии лежат построенные и крепкие клиент-терапевтические отношения - отношения, как не трудно догадаться, между терапевтом и клиентом, специально созданная комфортная поддерживающая среда, на базе которой можно уже и встречаться со старыми неприятными переживаниями, и осознавать и демонстрировать свою уязвимость в безопасной обстановке.
За одну встречу это организовать невозможно: доверие к любому человеку, и терапевту тоже - требует времени на знакомство, на узнавание, на понимание. В процессе установки доверия будут пройдены все этапы консультативной и краткосрочной терапии, потому что сначала идет работа над наиболее актуальными проблемами, теми, которые невозможно игнорировать, не решив. Когда клиент чувствует, что с актуальными проблемами у него появился ресурс разбираться самостоятельно, он приносит на терапию уже более глобальные вопросы, работа над одним таким вопросом может занять несколько встреч.
И только когда отношения установлены, и клиенту нравится, что с ним происходит, и он готов двигаться дальше и глубже, начинается терапевтическая работа на новом уровне: уровне, на котором клиент при поддержке терапевта готов встречаться со своими страхами, со своей болью, со всем, что он в себе не любит, игнорирует или боится, - и у него появляется власть изменить это.
И это может произойти через три месяца, может - через полгода, может - через год.
Но оно однозначно стоит того, чтобы до туда дойти.