В одном месте интернета тут недавно было глобальное обсуждение косяков разных психологов. Чудовищных косяков.
Неуместные и обидные шутки, нарушение границ клиента, непрошенные радикальные советы, "слив" информации об одних клиентах другим клиентам, и что вообще заставило мои волосы шевелиться от ужаса - ведение терапии не для клиента, а для того, чтобы сделать клиента более удобным тому, кто оплачивает сеансы.
И я понимаю, что да, это - тоже часть профессии, что с этим надо как-то жить, причем ладно мне: а клиентам-то что делать? Вроде все всем рекомендуют "иди к психологу", "иди к терапевту", а к кому идти, если даже среди сертифицированных, именитых, известных и опытных вполне может попасться кто-то вроде тех, перечисленных выше? Страшно.
И на самом деле, утешить нечем, бывает всякое.
Но можно снизить вероятность, и существенно, если при выборе психолога пользоваться очень простой рекомендацией: не приходить второй раз к тому, кто в первый - не понравился.
Вот лично вам - не понравился, вне зависимости от его репутации, от того, кто вам порекомендовал этого специалиста, сколько усилий от вас потребовало к нем попасть, и кто настаивает на том, чтобы вы именно к нему ходили.
Психолог - не врач, который может быть противным мерзким старикашкой Хаусом и при этом гениально лечить любые болезни.
Не может. Он вместе с вами создает условия для того, чтобы ваш организм сам нашел способ сам себя вылечить. Его учили этому: долго, нудно и дорого. Но все его знания без вашей готовности сотрудничать - бессмысленны и неприменимы.
(Я, разумеется не пишу о медикаментозном лечении, но вообще, если подумать, если врач нравится как человек, то и лечиться у него приятней, и лекарства будешь принимать более добросовестно, и на приемы приходить вовремя и с готовностью. Так что частично - это и для медицины работает.)
Конечно, если вы сходили к одному - не понравился, ко второму - не понравился, к третьему - опять не понравился, - имеет смысл хотя бы у одного задержаться и понять, почему так происходит. В противном случае процесс может затянуться до бесконечности, но даже если вы сходите к троим, у вас уже будет основа для принятия решения, а вероятность, что вам все трое попадутся шарлатаны, крайне мала. Все же, слава Богу, в нашей профессии все не так плохо :)
Доверительная и позитивная атмосфера во время сеанса - это архиважно.
Это база, фон, на котором становятся возможны изменения к лучшему.
Это то, что дает ощущение безопасности клиенту, без которого невозможна работа с болезненными темами: то, что болит, мы инстинктивно привыкли прятать. Там мы уязвимей, чем где бы то ни было, а для предъявления собственной уязвимости нужна недюжинная смелость. Смелость - и доверие к тому, кто сидит напротив: что он не обидит, не ударит побольнее, не воспользуется открытостью. И при этом количество дипломов и сертификатов для этого процесса не имеет значения, потому что ощущение расположения к человеку никаким сертификатом не обеспечивается, а проверить можно только при встрече.
Кредит доверия - да. Тот кредит, без которого вообще невозможно заставить себя сделать шаг за порог кабинета и начать говорить.
Но не ощущение безопасности, без которого нельзя расслабиться в присутствии другого человека и открыться для целительного контакта.
Кстати, я тут тоже вполне в остальной обойме нахожусь, и да, я могу не понравиться кому-то, и да, мне с этим нормально, и все мои клиенты в курсе, что в первую встречу я всегда обозначаю прямым текстом: "поговорим - а вы решите, хотите ли вы со мной работать дальше". Мне важно, чтобы человек осознанно приходил именно ко мне, и не для поглаживания своего терапевтического "эго", а в первую очередь для результата терапии.
Преодолевать сопротивление и переносы, связанные с терапевтом очень полезно, безусловно, и ничего в этом нет фантастического, но оно отнимает время и деньги. И лучше, если человек, предъявляющий адресные негативные переживания напрямую, - что само по себе требует смелости и самоддержки, - понимает, зачем он это делает.
А чтобы дойти до этой точки в клиент-терапевтических отношениях, всегда нужно время.
Конечно, и на этом пути от ошибок никто не застрахован.
Да, может случиться и так, что обаятельный психолог окажется некомпетентным в вашей конкретной теме, и вам все же придется его поменять, - но это будет все равно гораздо лучше, чем заплатить денег, а потом спросить себя: господи, ну что ж я продолжал(а) плакать, колоться и жрать этот кактус?.. Зачем?