"Это кино, приготовленное на сливочном масле с приправами из театра, фотографии и живописи"
boris_gouts Питер Гринуэй, один из самых выдающихся английских кинорежиссеров, постоянно твердит: "Кино умерло!" Аргументы в пользу своего утверждния приводит какие-то невнятные, как будто, пытается оправдать свои эксперименты с видеоформами, непонятные для основной массы кинолюбителей. Гринуэй выбрал свой путь - художника, который для художественной реализации использует не холст и краски, а современные технологии в сфере съемки и монтажа видео. Поэтому его работы напоминают видеоарт и столь далеки от традиционных киноформ. Как выразился
nik-ignatchenko, это "человек, который мог бы снимать самые дорогостоящие блокбастеры, но выбравший полную независимость в творчестве".
Для меня Гринуэй стал одним из главных кинооткрытий прошлого года, хотя кое-что видел и раньше. Я сознательно облегчил себе задачу освоения его творчества, отказавшись от разгадывания его ребусов и поиска скрытой символики. Гринуэй - из тех режиссеров, которые позволяют зрителю отказаться от интеллектуальной нагрузки (которую его фильмы всё же дают) и войти в поток, который сам принесет тебя к различным пониманиям и эмоциональным переживаниям. Другими словами, Гринуэй - один из самых адекватных иррациональных режиссеров. (Таковым можно назвать и Жан-Люка Годара) Ну а отличной приманкой для того, кто только собирается осваивать его фильмографию, является визуальное пиршество, обилие красивых вещей, которые он использует во всех своих фильмах. Без сомнения, Питер Гринуэй - один из самых "красивых" режиссеров за всю историю кино.
Четыре категории фильмов Гринуэя
Как мы уже выяснили, фильмы Питера Гринуэя - это не совсем кино. Питер объединяет практически все виды искусства, уделяя особенное внимание живописи, что неудивительно, учитывая его образование художника. Условно его фильмографию можно разделить на 4 категории, в которых, помимо собственно кино, преобладает тот или иной вид искусства.
1. Кино + Живопись
Фильмы, где большинство сцен выстраиваются по законам живописи, - самые красивые у Гринуэя, но и самые сложные для восприятия. Выставляя на первый план живописную символику, режиссер почти отказывается от традиционного сюжетного повествования. Чтобы понять, что здесь вообще происходит, зрителю придется поднапрячь интеллект или заглянуть в киноведческие источники. Хотя, на мой взгляд, это необязательно - можно просто присоединиться к творческому потоку автора и получать удовольствие.
К этой категории относятся "Контракт рисовальщика", "Зед и два нуля", "Живот архитектора", "Повар, вор, его жена и её любовник", отчасти "Тайны Ночного дозора". На фоне часто появляются известные полотна, которые, конечно же, доставляют дополнительную символику.
2. Кино + Театр
Некоторые фильмы П.Г. напоминают экспериментальные театральные постановки, что опять же может озадачить зрителя: как ЭТО смотреть? Очередной разрыв шаблонов обеспечен. Здесь уже прослеживается сюжет, но его логика скрыта - уже не под грузом живописных образов, а в лабиринтах театральных декораций и в толпе многочисленных действующих лиц.
"Дитя Макона", "Гольциус и Пеликанья компания", "Тайны Ночного дозора".
3. Кино + Энциклопедия
Энциклопедия - в какой-то степени, вид литературного искусства. По крайней мере, у Гринуэя. Многие известные его фильмы выстроены на энциклопедических перечислениях. Вот что сказал сам режиссер в интервью на cineticle.com: "Я против традиционной повествовательной структуры фильма. Но как-то организовывать материал все-таки нужно. Существует множество других систем, отличных от обычного линейного повествования. Поэтому я много экспериментирую с подсчетом, каталогизацией и перечислением".
Перечисления облегчают восприятие гринуэевских фильмов, предоставляя нашему сознанию хоть какую-то интеллекутальную опору. А визуальная красота не позволяет заскучать. Видимо, поэтому из всех его фильмов именно "Отсчет утопленников" является самым востребованным среди зрителей, ориентированных на "легкое", мэйнстримное кино. С другой стороны, "Падения" и "Книги Просперо" - непростое испытание для начинающего киномана.
4. Кино + Видеоарт
В 90-х Гринуэй начинает использовать новые способы киносъемки - даже не киносъемки, а скажем так, организации видеоматериала в то, что потом можно будет назвать "фильмом". В этот период режиссера критикуют даже преданные поклонники и фанаты, потому что в своих творческих поисках режиссер действительно зашел в какие-то непонятные дебри. Самые неудачные его работы, по мнению критиков, появляются начиная с середины 90-х. Они напоминают видеоарт - это такое мутное понятие, которым можно обозвать современное видеоискусство, не вписывающееся в рамки привычного кино. Тем не менее, эти фильмы Питера можно смотреть, ими можно любоваться, заодно поразгадывать ребусы. "Интимный дневник" очень приятен для восприятия, но "8 с половиной женщин" у большинства зрителей вызывает раздражение. Наконец, мегапроект "Чемоданы Тульса Люпера" - самая неоднозначная и спорная работа Гринуэя. Кто-то от них фанатеет, кто-то - считает грандиозным творческим провалом.
"Фирменные фишки"
Как обычно, рассмотрим любимые художественные приемы режиссера.
1. Коллекции
Гринуэй - известный коллекционер, не только вещей, но и различных сведений (в том числе и выдуманных). Его коллекции лежат в основе не только фильмов-энциклопедий, но и короткометражных работ (например "Смерть в Сене"). Кажется, он собирает и систематизиует всё, что можно! "Чемоданы Тульса Люпера" - просто музей всевозможных коллекций! Вот, например, коллекция фотографий оттуда:
2. Насекомые
Еще одна коллекция Гринуэя, которую можно выделить отдельно. Насекомые (в основном, жуки, бабочки, улитки) часто показываются крупным планом, при этом не вызывая отвращения.
3. Вода
Вода у Гринуэя - очень кинематографичная стихия. В нее можно поместить не только всевозможные вещи, но и... утопленников, которых Гринуэй очень "любит" ))
4. Натюрморты
Здесь в полной мере Гринуэй "отрывается" как художник в обычном понимании этого слова. Смотришь фильм - и кажется, что попал в музей живописи. "ВидеоНатюрморты" - пожалуй, самое красивое, что есть в фильмах П.Г.
5. Майкл Найман
Многие любят фильмы Питера во многом благодаря музыкальному сопровождению авторства Майкла Наймана. Этот композитор сочиняет музыку в стиле минимализма с элементами барокко. Ее можно слушать отдельно, но в фильмах она удивительным образом дополняет (и даже немного проясняет) сложное для восприятия головой действие. "Найман практически сразу нашел полноценного единомышленника в лице Питера Гринуэя, сделав свою музыку неотъемлимой частью экспериментов последнего" - тесную связь между музыкой Наймана и того, что мы видим на экране, расшифровывает
cineticle.com.
Мой ТОП-5 Питера Гринуэя
1. Тайны Ночного Дозора
2. Дитя Макона
3. Контракт рисовальщика
4. Повар, вор, его жена и её любовник
5. Книги Просперо