Алехандро Ходоровски - тореадор от кино

Mar 01, 2015 21:58


"Тореро на корриде - настоящие художники,
которые в конце разрушают свой инструмент: убивают быка". (из интервью)

Ходоровски, строго говоря, и не является кинорежиссером с професиональной точки зрения. Его фильмы зачастую сняты небрежно, гениальные эпизоды чередуются с проходными. Композиция, монтаж, работа с актерами - всё, что мы видим у Ходоровского, вряд ли приводится в качестве образцов в кинематографических образовательных учреждениях. Ходоровски - этот тореадор от кино - бьет зрителей-"быков" сразу в мозги, а многих еще и в сердце. Проживание этих фильмов вместе с его автором - маленькая смерть, прочищающая киноманские мозги. Таково его искусство. Добавим к этому эпатаж, харизму, мистицизм, обилие воздействующей на подсознание символики - и получим одного из самых самобытных художников в кино, который, безусловно, вошел в историю этого вида искусства.




Три пласта творчества Ходоровского
Небольшую фильмографию Алехандро можно условно разделить на три части: сколько из них освоить - решать зрителю в зависимости от степени его киноманства.
1. Первый пласт, обязательный для просмотра: "Крот", "Священная гора", "Святая кровь".
Это три вершины творчества Ходоровски, и сложно сказать, какая из них выше. Образно выражаясь, если смотреть под разными ракурсами, каждая из них может показаться самой высокой. "Крот" в свое время стал прорывом и в критике часто называется самым значимым фильмом чилийского режиссера. "Священная гора" - произведение, очень насыщенное философскими и эзотерическими концепциями, и поэтому в какой-то степени программное. Здесь очень-очень много всего, эта "гора" сложена из миллионов камней (идей, символов, образов). "Святая кровь" - самая внятная работа с кинематографической точки зрения. Здесь Ходоровски достиг вершины именно как КИНОрежиссер, а не гуру, использующий кино для продвижения своих идей.




Собственно, почему это три вершины?! Есть еще и четвертая! Мегапроект "Дюна" должен был стать великим шедевром, а стал одним из выдающихся неснятых фильмов. Подробности - в документальном фильме "Дюна" Ходоровски".




2. Второй пласт, желательный для ознакомления: "Фандо и Лис", "Танец реальности".
Начало и конец (на данный момент) полонометражной фильмографии. "Фандо и Лис" - черно-белый мозговыносящий сюрреалистический роуд-муви. Малопонятный сюжет дает большой простор для интерпретаций происходящего, особенно, если зрителю интересен психоанализ. Вариант интерпретации можно почитать здесь у adzhaya. "Танец реальности" - автобиографическое кино, снятое как будто полупрофессионально. Фирменного эпатажа намного меньше, а отдельные шокирующие эпизоды катарсиса уже не вызывают.




3. Третий пласт, который спокойно можно пропустить: "Бивень", "Похититель радуги".
Попытки Ходоровского сотрудничать с традиционной системой создания кино. Эти два фильма очень наглядно показывают, что Ходоровски и киноиндустрия - вещи несовместимые. "Похититель радуги" может вызвать интерес (например, у поклонников Питера О'Тула), но по большому счету это проходное кино. А "Бивень" и вовсе невозможно смотреть - одноименный фильм Кевина Смита намного лучше.




Фирменные фишки
1. Кровь
Один из ключевых символов А.Х. У него это не просто физиологическая жидкость, а универсальная энергия, обладающая мистической силой. Это метасимвол, на котором базируются многие другие. Вспомните кровавое озеро в Святой крови - собственно, название уже о многом говорит. В фильме предостаточно кровавых убийств, что указывает на возможное влияние джалло. В Фандо и Лис кровь пьют, а в Дюне в сценарии Ходоровского леди Джессика (мать Пола Атрейдеса) должна была забеременеть от капли крови герцога Лето.




2. Сюрреализм
Ходоровски - один из самых известных сюрреалистов в кино. Хотя я бы не назвал его конкретно сюрреалистом , скорее - околосюрреалистом. Ходоровски смешивает сюр с мистикой и эзотерикой, причем, последние компоненты в итоге преобладают.




3. Аллюзии на древние знания
Разобраться во всех намеках на библейские истории и коаны дзен-буддизма - сложная, но интересная задачка для киномана. Также много отсылок на современных гуру, эзотериков, психологов и философов, но и их учения берут корни в древних знания.




4. Карты Таро
Алехандро Ходоровски - известный исследователь и практик таро, но в его фильмах карты, как ни странно, не играют важной роли, хотя могли бы давать хорошую подпитку развитиям сюжета в духе символизма и мистицизма. Карты таро появляются почти во всех фильмах как случайные детали или мимолетные знаки. Даже в Похитителе радуги , лишенном какого-либо эзотерического подтекста, Алехандро нашел возможность выкинуть карту. Вряд ли случайно то, что чаще всего мелькает самая первая (нулевая) карта старшего аркана Дурак (или Шут), в значении которого присутствуют такие аспекты, как безумство, эпатаж, иррациональность.





Мой ТОП-7
1. Святая кровь
2. Крот
3. Священная гора
4. Танец реальности
5. Фандо и Лис
6. Похититель радуги
7. Бивень
Previous post Next post
Up