Фандо и Лиз (Испания, 1968, реж. Алехандро Ходоровски)

Mar 30, 2008 18:51

Красивый чёрно-белый фильм, сложный и арт-хаусный в такой же мере, в какой сложны и арт-хаусны работы великих современников-итальянцев. Основной упрёк зрителей - непонятность сюжета. Даже у кинопритчи бывает своя сюжетная логика, а в "Фандо и Лиз" сплошь непонятности.

Понятно, что "Фандо и Лиз" - фильм на большого любителя, но так можно сказать и об "Айболите-66", он тоже не всем нравится. Потому что тоже экспериментальный. Я, например, от "айболитовского" зачина ребёнком всегда скучала и ждала, когда же Бармалей начнётся. А ведь ребята старались, кадр выстраивали, декорации придумывали и всякие новые формы художественной выразительности.

"Фандо и Лиз" - фильм-путешествие по комплексам юноши, не могущего перейти от самоидентификации пола к самоидентификации личности.
Смотреть трудно, образность сплошь символически-метафорическая. [Сплошные спойлеры вкратце]То «пир во время чумы», то старухи молодого мужчину домогаются, то парализованную Лиз родной жених Фандо раздел и прохожим предлагает понюхать и пощупать, то покойный папа из могилы встал и всех желающих отлюбил, то шоу трансвеститов со срамными плясками, а в конце Фандо свою Лиз ногами забил досмерти. И все это эстетно, галюциногенно и старательно.

В этом фильме не может быть сюжета! Это не история, а путешествие по подсознательным страхам молодого мужчины. Он боится не удовлетворить женщину (поэтому Лиз сексуально привлекательна для героя, но табуирована своей инвалидностью), он боится, что избранная им женщина хранит слишком много тайн (намёк на пережитое Лиз в детстве групповое изнасилование), он боится что его вышедший в тираж - и вообще умерший - папа намного больший сексуальный гигант, чем сын. Он боится, что старухи его вожделеют, а он не умеет им отказать, и видимо ещё много чего боится, но мне уже не додуматься, потому что я-то не мужчина.

Так что упрёки Ходоровскому в бессюжетности безосновательны. Насколько последовательной может быть сюжетная линия среди худших ночных кошмаров? Тут посреди горного ущелья из-за камней, как упыри, мужики во фраках вылезают на голую бабу поглазеть.

А следующий фильм того же автора - "Крот" - начинался с 20-минутного экскурса по следам мексиканских карателей - шайка из четырех неумытых дебилов резала десятками мужчин, женщин, детей и осликов. И такое на копеечном бюджете, и очень убедительно, особенно ослики трогательно лежали, а ещё у этого автора козу распяли.

экспериментальное кино, арт-кино, испанское кино, 1960-1969, мужское бессознательное

Previous post Next post
Up