Публикация моих
заметок о мастерах короткометражной анимации привела к тому, что ко мне обратились из детской анимационной студии с просьбой оказать информационную поддержку творческому проекту. Если просто разместить ссылки - вряд ли это даст эффект. Так у меня появилась идея сделать интервью с одним из авторов проекта - интересный текст, на мой взгляд, способен привлечь внимание к важным творческим начинаниям. Возможно, это интервью даст старт новой рубрике в моем блоге - интервью с интересными людьми, представляющими различные творческие проекты, связанные с кино и анимацией.
Наталья Федорова
kidkadr - педагог, ведущий аниматор Школы кино и мультипликации "
КидКАДР" (г. Новороссийск), а также психолог-реабилитолог. Сейчас студия с помощью краудфандинга ищет средства для создания цикла "10 мультфильмов, сделанных детьми для взрослых". Подробнее - на
странице проекта на краудфандинговой платформе. Мультфильмы будут создаваться на основе детских рисунков, которые будут присылать со всей страны по почте и через Интернет. Аниматоры - дети-учащиеся студии "КидКАДР" и их преподаватели.
Здесь мы можем убедиться в том, что дети действительно уже умеют делать мультики. С Натальей мы поговорили не только о проекте, но и об особенностях детской анимации, о современной российской анимации в целом. Получилось проблемное интервью, которое заинтересует всех, кто следит за текущим состоянием этой сферы деятельности.
- Начнем с серьезной темы. На данный момент ваша студия не смогла получить поддержки от государства. Хотя ваш проект вроде бы как раз привлекателен для властей, т.к. ставит перед собой правильные с точки зрения государства цели ("творческое развитие и нравственное воспитание детей" и т.д.). Как вы думаете, почему вам все-таки отказывают в финансовой поддержке? Существует ли у нас в целом проблема госфинансирования детской анимации?
- Этот факт для меня оказался некоторым откровением, как мне кажется, программы на будущее, а в частности перспективы культурного и творческого развития детей и подростков должны быть в приоритете, но на практике шансов быть услышанными нам не выпало. Такого рода социальные проекты имеют крайне мало возможностей быть успешными с финансовой точки зрения, а следовательно, нуждаются в поддержке. Нам трудно судить о том, как дело с государственной поддержкой детской анимации обстоит в целом по стране, но в нашем случае - это путь трудный и состоит он из собственных инициатив, личных финансов и частных кредитов, которые в полном объеме были вложены в развитие студии.
Хочется отдельно сказать, что подобная ситуация сложилась и с профессиональной анимацией. Большинство режиссеров, художников, мультипликаторов вынуждены заниматься всем подряд, чтобы обеспечить себя, в результате у них нет возможности и времени для того, чтобы работать над авторскими мультфильмами. Многие классные специалисты уезжают за рубеж, потому что там предоставляют лучшие условия для работы. А тем, кто остается, приходится замораживать свои проекты на неопределенный срок. В результате за последние годы во много раз сократилось количество интересных отечественных анимационных фильмов.
Преподаватели Школы "KidKADR", Наталья Федорова вверху справа.
- В краудфандинговом проекте вы предлагаете спонсорам разные интересные формы благодарности (мультипликационный портрет, анимационная зарисовка и т.д.). Однако главным вознаграждением для тех, кто вас поддерживает, мне кажется, является сам продукт - мультфильмы, сделанные детьми. В связи с этим вопрос: вы будете стремиться к тому, чтобы эти мультфильмы были зрелищными, интересными с точки зрения сюжета и приятными для восприятия, а не только лишь выполняли развивающую функцию для своих создателей?
- Детские мультфильмы всегда выходят яркими, зрелищными и оригинальными, если не ограничивать их создателей взрослыми стереотипами. У детей всегда много интересных идей, а мы лишь обучаем их техническим премудростям. Что касается качества мультипликационных фильмов, так оно всегда являлось для нас одной из приоритетных задач, где и сюжетная, и анимационная составляющие должны быть на высоком уровне. Этот проект не станет исключением.
- Вы пишете, что студия ориентируется на "традиции великой анимационной культуры России". Что именно вы подразумеваете под этим? Какие режиссеры, мультфильмы...
- Иванов-Вано,
Качанов,
Хитрук, Степанцев, Ковалевская,
Хржановский,
Норштейн, Котёночкин, Петров, сестры Брумберг, Сутеев,
Назаров, Черкасский, Цехановский,
Саакянц, Давыдов,
Гамбург,
Атаманов, Попов, Караваев...
- Вопрос вытекает из предыдущего. На ваш взгляд, те самые "великие традиции" уже прошлом? В каком состоянии находится современная российская анимация и насколько она отстает от советской анимации в лучшие свои времена?
- Отставание может и есть, но главное, что нет разрыва. Ведь нам действительно есть на что опереться, нужно только вспомнить весь тот бесценный опыт, который подарило нам Советское Мультипликационное прошлое. Шаблонность пришла на смену концептуальности, быстрый и ликвидный продукт заменил истинный смысл такого непростого дела, как мультипликация. На мой взгляд, отечественную анимацию нужно возрождать и начинать этот процесс с воспитания нового творческого поколения, чем мы и живем.
- Есть ли шанс, что кто-нибудь из ваших учащихся в будущем станет профессиональным аниматором и может быть даже известным аниматором?
- На данный момент мы стараемся привлекать талантливых ребят к работе над серьезными проектами, где они получают ценный опыт и практические навыки. Но самое главное, что мы свято верим в правдивую доброту нашего дела - вклад в формирующуюся творческую личность, а мысль о том, что это, возможно, перспективный мультипликатор, является приятным дополнением.
- Вы работаете с детьми от 3 до 18 лет. Если ребенок из вашей студии к 17-18 годам понимает, что хочет посвятить свою жизнь анимации, что ему делать? Куда уезжать, поступать?
- Сейчас достаточно вузов по всей России, в которых можно получить художественное, режиссерское и анимационное образование. Наша школа дает возможность ребятам попробовать себя в разных направлениях и сделать выбор - кем именно они хотят стать. Хотя история знает множество примеров, когда настоящие шедевры были созданы мультипликаторами без специального образования. Главное, я считаю, быть творческой личностью, не бояться ошибиться и искать свой собственный стиль.
- Я сам никогда не занимался созданием мультиков, но насколько я понимаю, эта работа достаточно рутинная, требующая серьезной концентрации и усидчивости. Дети же - существа непоседливые, часто меняющие предмет увлечения. Как вам удается удерживать детский интерес к процессу создания мультфильма, который наверняка может занимать несколько месяцев, и к занятиям анимацией в целом? Может быть, самые сложные этапы в создании мультика осуществляют взрослые педагоги-аниматоры?
- Когда ребенок приходит к нам, мы даем ему возможность попробовать себя в простых упражнениях в различных техниках, чтобы выбрать именно ту, которая ему нравится. Потом он сам придумывает свою собственную историю и пишет сценарий. Мы не заставляем детей делать мультфильмы по чужим произведениям, не навязываем им свои идеи и шаблоны. Это является мощной мотивацией для ребенка. Кроме того в процессе создания мультфильма юный автор постоянно меняет вид деятельности, он рисует фоны и персонажей, снимает, пишет музыку, озвучивает своих героев и монтирует сцены. Скучать здесь уж точно не приходится, хотя в нашей студии были работы, на создание которых ушло более года.
Повторюсь, если скажу, что приоритет наших преподавателей - это обучение техническим нюансам (физике движения, правильной озвучке, монтажу) и то с оговоркой, что ребята постарше и сами, впоследствии, прекрасно справляются с этими задачами.
- Хотелось бы побольше узнать о детях из вашей студии. Понимаю, что рассказать о каждом из 130 невозможно, но если попробовать "среднестатистический" подход: чем живут ваши дети, как они мыслят?
- Ребята из нашей студии вне всяких сомнений являются творческими единицами, они прежде всего созидатели, так как работа над мультфильмами является разносторонней, это прекрасный способ самовыражения. Да, есть некоторые проблемы с поверхностным суждением, но они легко погружаются в глубь задачи, если их подтолкнуть, и сами удивляются тому, какой многогранной может быть тривиальная, казалось бы, вещь.
- Можно ли рассматривать создание мультфильма не только как творческий процесс, но и как психотерапевтический процесс, когда ребенок "очищается" от каких-то психологических проблем, снимает блоки, раскрывается и т.д.?
- Действительно, ребята могут раскрыться через персонажа или ситуацию. Они делятся своим видением настоящего и будущего, открываются для общения. Но анимация помогает и детям с тяжелыми заболеваниями, такими как ДЦП, аутизм, нарушения речи и отставание в развитии. Мы занимаемся реабилитацией таких детей в нашей школе. И, что очень приятно, у многих из них отмечается положительная динамика.
- Вы используете не только традиционные, но и экзотические анимационные техники, в том числе песочную анимацию. Как вы относитесь к мультфильмам
Кэролайн Лиф, созданных в песочной технике, можно ли показывать такие мультики детям?
- Песочную анимацию люблю, но в списке рекомендуемых к просмотру мультфильмов для наших ребят Кэролайн Лиф отсутствует.
- Можно ли вообще показывать детям - в дополнение к "безобидным" образцам советской или диснеевской анимации - авторские мультфильмы из разряда "для взрослых", например,
Анатолия Петрова,
Сергея Айнутдинова,
Игоря Ковалева? Можно даже вспомнить
Хитрука и
Гарри Бардина, у которых тоже есть мультики "для взрослых". Что могут дать эти произведения детям или же им можно показывать только "Винни пуха", "Белоснежку", "Головоломку" и т.п.?
- Мы не спешим опережать естественный ход вещей, развития интересов и прочего. Их кругозор, как правило, сам подталкивает их к выбору того или иного мультфильма, а классика потому и стала классикой, что в ней действительно много ярких, уникальных и неповторимых моментов.
- В описании проекта на boomstarter.ru вы пишете, что вам необходимы деньги на оборудование и ПО. Расскажите, пожалуйста, подробнее, какое именно оборудование и программное обеспечение вам необходимо. Как оно изменит рабочий процесс? По вашей группе Вконтакте видно, что дети уже делают собственные мультики, вроде бы вполне успешно. Получается, проект должен вывести детскую анимацию вашей студии на новый уровень?
- На данный момент в нашей школе занимается более 100 детей и всё студийное оборудование занято плановыми съемками учащихся на протяжении всей недели, поэтому нам нужны дополнительные компьютеры, съемочный станок, фото-, аудио- и световое оборудование для проведения параллельных съемок, озвучивания и монтажа. И соответствующий минимальный пакет программного обеспечения: DragonFrame и Adobe Products. А вот новым уровнем для нашей студии станет ежегодный открытый фестиваль детской анимации "Анимакино", на который будет направлена часть средств от нашего проекта.
Группа Вконтакте KidKADRПроект на краудфандинговой платформе