Турецкий гамбит в тени пирамид... Продолжение

Sep 29, 2020 07:01

.
И весной на листе эвкалипта,
Если аист вернётся назад,
Ты получишь привет из Египта
От весёлых феллашских ребят.

Н.С. Гумилев



Часть 3-я, шпионская и дипломатическая
В начале осени 1772 года свергнутый владыка Египта впервые лично встретился с русскими представителями под Яффой - сегодня это район в черте города Тель-Авив. “Росту он посредственного, от роду 45 лет… Волосом рус, глаза большие и быстрые, борода рыжая, остроконечная…Из палатки своей не выходит никогда без сабли и пистолетов…” - записал в дневнике лейтенант Плещеев. Главмамлюк поил своих союзников кофе и после торжественного обеда демонстрировал им глубокую яму, “наполненную отсеченными неприятельскими головами” - по мнению мамлюков, такие зрелища аппетит не портили, а только улучшали пищеварение.

Итогом личных переговоров Али-бея с русскими стала успешная операция нашего фрегата “Святой Павел” и двух вспомогательных судов в дельте Нила у старинной крепости Дамиетта - первое появление русское воинского контингента на территории Египта. Второе, кстати, случится только через два века, при Брежневе, в разгар арабо-израильских войн...

Часть 4-я с алжирскими пиратами и кавказскими акробатами
В ходе недавней войны России и Турции в 1768-74 годах различные мамлюкские беи начали массово закупать пленников из числа наших солдат, вполне оценив пушечное мясо с далёкого севера. По свидетельствам французских купцов, в те десятилетия на египетском невольничьем рынке русские стоили дороже всех европейцев и уступали по цене лишь черкесам да отборным грузинским красавчикам.

Мирный договор Петербурга и Стамбула предусматривал возвращение на родину всех пленных и невольников, но лишь тех, кто не принял ислам. Поэтому в 1786 году, когда османский адмирал вынудил непокорных беев покинуть Каир, среди нескольких тысяч мамлюков, отступивших в Верхний Египет, по данным наших дипломатов, числилось “чисто русских 860 рядовых кули” (солдат), 11 русских “кашифов” (высших офицеров) и один русский бей (в иерархии мамлюкских “домов” бея можем смело приравнивать к генералу).

Этим русским беем под именем Касим был Семён Кириллович Рутченко, сын бахмутского казака, в 16 лет захваченный крымскими татарами и проданный в египетское рабство. На берегах Нила раб Семён сделал блестящую карьеру в одном из мамлюкских “домов”, ещё и удачно женился на вдове авторитетного мамлюка, разбогател - стал богачом даже по меркам каирских олигархов. Среди своих товарищей по нелёгкому мамлюкскому бизнесу Касим, он же Семён Рутченко, носил прозвище Ал-Муску (Москва) и считался человеком необычайно ловким, но очень жадным, умеющим любыми способами делать большие деньги.

Именно через Рутченко присланный из Петербурга консул Конрад Тонус вёл на русском языке переписку с мятежными мамлюками. Притом бывший казак Семён, ставший беем Касимом, был отнюдь не единственным выходцем из России в руководящей среде некоронованных владык Египта. Казначеем одного из мамлюкских “домов” в те же годы подрабатывал даже один Рюрикович - по донесениям барона Тонуса, то был некий “Иван Михайлов сын”, выдававший себя за отпрыска древнего рода князей Ухтомских. Был ли этот Иван, ставший на нильских берегах Хасаном, действительно Рюриковичем - неизвестно. Но русским, хорошо прижившимся на берегах Нила, он был без сомнения…

Турецкий гамбит в тени пирамид

Previous post Next post
Up