Душа "Меркурия"

Sep 09, 2015 10:02

Оригинал взят у vivva в Душа "Меркурия"
Самый первый памятник Севастополя был установлен 1839 году, и это памятник бригу «Меркурий» и его капитану А.И.Казарскому.




В свое время это была очень громкая история, которую со временем заглушили другие еще более громкие.

Дело было в 1829 году во время очередной русско-турецкой войны. Три русских судна: фрегат и два брига, один из которых - «Меркурий» курсировали вдоль турецкого побережья с разведовательными целями. И тут на горизонте появились турки. При рассмотрении в подзорную трубу оказалось, что это два линейных (!) корабля, да еще и с турецким адмиралом на борту! Силы были заведомо не равны, к тому же русские суда и не предполагали активные боевые действия, поэтому решено было уйти как можно быстрее. Но «Меркурий» быстротой хода не отличался, поэтому отстал от своих, и через некоторое время стало ясно, что турки его неизбежно догонят. Но что мог сделать бриг - небольшое двухмачтовое судно с вооружением из 20 пушек и командой в 115 человек против двух больших быстроходных кораблей, на каждом из которых было более 100 пушек и в два раза больший экипаж. Капитан Казарский собрал команду и предложил два варианта: или сдаемся или принимаем неравный бой, не скрывая, что он сам предпочитает последнее. Команда единодушно высказалась за сражение, догадываясь, что оно станет последним в их жизни. И вот к удивлению, а вернее офигению турок маленькое тихоходное судно, практически зажатое между кораблей неприятеля, вместо того, чтобы сдаться, вдруг нагло открыло ответный огонь. И началось! Турки стреляли по «Меркурию», тот огрызался в ответ, стараясь развернуться так, чтобы бить всем бортом для максимального ущерба. Про себя на «Меркурии» решили, что, когда дело будет совсем плохо, то они приблизятся вплотную к какому-нибудь кораблю, подожгут крюйт-камеру и взорвут турок к чертовой матери вместе с собой! А вот туркам-то жить хотелось, поэтому они вели себя более осторожно. В результате через четыре часа боя канониры «Меркурия» вывели из строя один из вражеский кораблей: у него оказалась сильно повреждена мачта, он потерял возможность маневра и вышел из боя. Несмотря на летящие ядра, русские моряки поняли, жизнь-то налаживается! И вскоре аналогично вывели из строя второе судно.

Вот так совершенно неожиданно даже для себя «Меркурий» оказался победителем в совершенно безнадежной ситуации. Невероятно, но - факт. И хотя бриг получил сильные повреждения и потерял 4 человек убитыми, но 111-то остались в живых и привели свое судно в Севастополь!

Конечно, «Меркурию» повезло. Но тут дело не столько в везении, сколько в умелых и слаженных действиях всей команды брига, когда командир правильно оценивал ситуацию, принимал верное тактическое решение, а матросы четко и правильно совершали маневр, чтобы находясь в относительно безопасном месте относительно турецких пушек, позволять канонирам стрелять с максимальным уроном. Бог ворожит смелым и умелым. И «Меркурий» по праву заслужил свою победу.

Правда сейчас, кажется, историю «Меркурия» знают только севастопольские экскурсоводы да историки. Но это только на первый взгляд. На самом деле память об этом дерзком кораблике очень важна для нашего флота. Чему есть современное подтверждение.

В 200-х годах в руководстве российскими вооруженными силами явно назрело решение готовить Новороссийск в качестве основной базы Черноморского флота: политическая ситуация складывалась так, что пребывание ЧФ в Севастополе в будущем могло быть под вопросом. И в Новороссийске развернулось строительство крупных флотских объектов.

Я не хочу обижать Новороссийск - это прекрасный город со своей интересной и сложной судьбой. Но так сложилось, отчасти исторически, отчасти в силу географического положения, что для нашего флота Новороссийск всегда был городом номер 2 после Севастополя. И чтобы в сознании страны превратиться в номер 1 нужны не только объекты. А нужно нечто нематериальное: традиции, какая-то аура, харизма, ну не знаю… душа. Можно перевезти флот, но как перевезти душу?

И вот видимо в целях одухотворения в городе появился ряд памятников. Ну нет, не только для этого, а просто, чтобы украсить, как и везде, но и для этого тоже. Вот, например, в Севастополе стоят памятники Нахимову или Тотлебену. И в Новороссийске появился памятник основателям города. На набережной Цемесской бухте встали замечательные люди: адмирал Лазарев, адмирал Серебряков и генерал-лейтенант Н.Н.Раевский-младший.



Именно под их руководством в 1838 году был осуществлен захват, стоявшей в Цемесской бухте турецкой крепости, на месте которой был заложен Новороссийск. Кстати, новороссийская набережная носит имя адмирала Лазаря Марковича Серебрякова.

А на другом конце этой набережной недалеко от пришвартованного крейсера «Михаил Кутузов» установлен памятник Морской Славы России.



Это такая классическая аллегория: высокая колонна вроде Александрийского столпа, крылатая женщина - Россия, в руках у которой - парусник.
Но парусник-то вовсе не аллегорический, а абсолютно конкретный. Это тот самый бриг "Меркурий".



Но почему именно он? Ведь в нашей истории было немало замечательных побед, принесших русскому флоту славу. Это и Чесма, и Синоп, и Наварин, если уж говорить о парусном флоте. Но над современным Новороссийском взметнулся именно "Меркурий". Получается, что именно в нем и таится та самая неуловимая душа? То, что было важно тогда и остается таким до сих пор. Ведь и адмирал Лазарев поставил свой памятник в Севастополе спустя 10 лет после подвига " Меркурия", когда, казалось бы, те события должны были уже отойти на второй план. Ан нет.

Вот так и получается, что душу русского флота воплощает в себе один маленький героический корабль, который однажды показал и доказал, что сила духа сильнее пушек, что честь дороже жизни, что воюют не числом, а уменьем, и один в поле воин. Ведь так оно и было. Так оно и есть. Факт.

Заметки по истории, Крым

Previous post Next post
Up