Судьба человека

Dec 20, 2012 11:18

Революция жестока и развивается также неизбежно, как сюжет в гангстерских фильмах.


Это И.Ф. Окладский. Он же Жора, он же Гога техник, он же Иванов Иван Иванович, он же Петровский и Александров. Народоволец, после ареста в 1880 году, предавший бывших товарищей и начавший сотрудничать с полицией. За свою деятельность получал 150 рублей в месяц и звание почетного потомственного гражданина в виде премии за выслугу лет. Оборотная сторона зарплаты - смерть и каторга друзей. Наверное, тогда это казалось ему наиболее рациональным решением, в духе каждый сам за себя или любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

Спустя 44 года (!), через 7 лет после революции, 65-летнего Окладского арестовывают. Суд приговаривает его к смертной казни - уже во второй раз в его жизни, замененной на заключение. 10 лет строгого режима. Замена естественно символическая, он умирает в тюрьме в первый же год срока.

Помните концовку "Мафии" или "Однажды в Америке" ? Аналогии тесных коллективов налицо, разница в целях. Как чувствовал себя Окладский? Вспоминал ли он своё предательство, опасаясь расплаты и воспринял её как неизбежное, или за сорок лет привык чувствовать себя спокойно с новой фамилией, а арест стал для него неожиданностью? Мне кажется что последний год он прожил фаталистом и много думал на тему круглой земли, судьбы, дружбы и свободной воли.

19 век, такие дела

Previous post Next post
Up