Взглянув на карту доступных самокатов в приложении, я испытал легкий шок. Они заполонили город! Видимо, администрация города оказалась шокирована не меньше. Сначала самокатам
запретили ездить в парках, а потом
распорядились вовсе убрать их с муниципальных тротуаров.
Ситуация с самокатами вызвала широкий резонанс. Многие омичи попробовали новый вид транспорта и остались довольны. Водители автомобилей врядли сильно обрадовались, они и велосипедистов не жалуют, а тут еще и самокатчики появились. И если велосипедисту нужно, как минимум, научиться ездить на велосипеде и купить его, то для того, чтобы поехать на самокате нужен смартфон и 100 рублей.
В чем же дело, неужели в том, что сервис проката не договорился с арендой муниципальной земли? Предполагаю, что нет. Мои предположения отчасти подвердились результатами встречи 18 апреля. Представитель кикшеринга
говорит не только о согласованной форме размещения парковок, но и улучшении инфраструктуры для самокатов в целом. Думаю, что в администрации понимают, насколько масштабны проблемы, которые прикатили самокаты. Неизбежно в ближайшее время начнут происходить ДТП с участием самокатов, лавина жалоб от водителей и пешеходов будет нарастать. Точной статистики, скорее всего, нет, потому что инциденты с самокатами не всегда регистрируются.
Известно, что за 1-ое полугодие 2021-ого года зафиксировано 180 ДТП с участием электросамокатов, что в 3 раза больше аналогичного показателя 2020 года. Были и смертельные случаи.
Странно, что в администрации вместо того, чтобы говорить о реальных проблемах, а их действительно много, стали пенять на то, что с ними не договорились о плате за использование земли. Омск - далеко не пионер кикшеринга и нам не надо гадать, какие проблемы везут с собой самокаты:
- пожароопасность (да, не все аккумуляторы пожаробезопасны);
- ограничение скорости;
- отсутствие подготовки у водителей самокатов (знаний ПДД и управления самокатом);
- незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом;
- отсутствие инфраструктуры.
Далее предлагаю познакомиться с этими проблемами поближе и узнать, как с ними борются в других городах и странах на примере
Мадрида (Испания),
Лондона (Великобритания) и
Сингапура.
1. Пожароопасность
Уже многие подзабыли, как взрывались аккумуляторы смартфонов очень известной марки. Проблема оказалась столь значительной, что эти смартфоны было запрещено брать с собой в салон самолета.
В Сингапуре водитель самоката обязан убедиться, соответствует ли его железный конь стандарту пожарной безопасности. В Лондоне запрещено кататься на своем самокате, можно использовать только согласованные модели арендных. Одним из критериев, по которому отбирались операторы кикшеринга была возможность проверки состояния батарей для предупреждения их возгорания. Существуют и правила, общие для стран Европейского Союза (
Регламент ЕС 168/2013). Отмечается, что одной из основных причин появления этих ограничений стали несчастные случаи, вызванные дефектами электросамокатов.
2. Ограничение скорости
Очевидно, что ограничение скорости самокатов существенно снижает и количество инцидентов, и тяжесть их последствий. Максимальная разрешенная скорость самокатов: в Сингапуре - 25 км/ч,
в Париже - 20 км/ч, в Лондоне - 12,5 милль в час (примерно 20 км/ч), а в отдельных зонах лимит скорости самоката автоматически снижается до 8 милль в час (примерно 13 км/ч), в Мадриде - от 10 до 25 км/ч в зависимости от категории улиц.
3. Отсутствие подготовки водителей самокатов
Все автмобилисты знают, сколько времени и денег они были вынуждены потратить, чтобы получить право выехать на дорогу. Водителю самоката в нашей стране не нужно ничего, хотя по факту он является участником движения. Для сравнения, в Сингапуре с 01 января 2022 года водитель электросамоката обязан пройти он-лайн тест на знание теории. Стоит эта услуга чуть больше 10 долларов. Учебная
брошюра на 64 страницах несложного текста с картинками расскажет как приготовиться к поездке, как экипироваться, где можно ездить, где нельзя и т.п. За езду без теста в первый раз наложат штраф в 2 тысячи долларов или посадят за решетку на 6 месяцев, а при последующих случаях нарушения наказание увеличат до 5 тысяч долларов и 12 месяцев за решеткой. В Лондоне водитель электросамоката
должен получить водительские права категории Q.
4. Незащищенность участников движения в случае ДТП с самокатом
Наш скандальный оператор кикшеринга заявляет, что отслеживает геолокацию, а в случае ДТП даже не пытайтесь убежать, все равно найдут. Аналогично следят со спутника за самокатами и заграницей. Кроме того, в Лондоне без страховки от ответственности перед третьими лицами нельзя выезжать на общественные дороги и частные территории. В Сингапуре страховка необязательна, но рекомендуется. В Омске страховка также действует, как отдельная платная опция.
В Сингапуре владелец электроскутера обязан зарегистрировать свой транспорт в местном департаменте транспорта, получить регистрационный знак. За езду на незарегистрированном электросамокате - крупный штраф или заключение под стражу.
5. Отсутствие инфраструктуры
А теперь шокирую омичей-пользователей электросамокатов. В Сингапуре и Лондоне запрещено передвигаться по дорогам и тротуарам. Совсем. В Мадриде можно по тротуарам можно ездить с 08 до 10 утра и в любое время в праздничные дни при условии, что нет большого скопления пешеходов, а скорость не превышает 10 км/ч. Оказывается, движение электросамокатов считается безопасным только по велодорожкам. И тут возникает ключевой для Омска вопрос - где будут ездить электросамокаты, если велодорожек у нас почти нет?!
По дороге ехать опасно. Лично мне страшно выезжать на самокате на дорогу для автомобилей. Предполагаю, что в этом я не одинок и многие тоже побояться. А что с тротуарами? Начнем с того, что по тротуарам ездить нельзя. При старте поездки приложение сообщит Вам о том, что ездить надо не по тротуарам, а по велодорожкам. Но что делать, если по дороге страшно, а велодорожки нет?
Для того, чтобы оценить теоретическую возможность езды по тротуару, я прошел в качестве примера по произвольному маршруту от Красного Пути до Герцена по Кемеровской, далее по улицам Добровольского и Яковлева. Красными кружочками обозначены участки дороги, не подходящие для езды на электросамокате, желтыми - неудобные.
Если вначале ширина тротуара была около 2,5 метров, то уже у офисного центра "Олимп" тротуар сужается до 1,5 метров.
Далее на углу Кемеровской и Добровольского придется втискиваться в щель 0,75 м между столбом и фаркопом припаркованного автомобиля.
Доступная среда для маломобильных групп населения и велосипедистов, к сожалению, есть не везде. То и дело придется спешиваться. Причем спешиваться приходиться и на половине пандусов, потому что они выполнены, хоть и с небольшой, но ступенькой.
При повороте на Яковлева нас ждет участок тротуара "безопасной и комфортной дороги" толщиной примерно 30 см.
Очень наглядное получилось фото. Забраться на такой высокий с бордюр с тяжеленным электросамокатом не так просто.
Ключевая проблема Омска в том, что у нас нет инфраструктуры не то, что для электросамокатов, ее нет ни для велосипедистов, ни для пешеходов. Выпускать на эти улицы тысячи или пусть даже сотни электросамокатов - опасно.
Нужно ли ограничивать движение электросамокатов в Омске? Конечно, да, но не потому что за аренду муниципальной земли не заплатили. Не нужно изобретать самокат велосипед. Что нужно, можно понять по опыту других стран:
- стандартные требования к технической исправности и защищенности от возгорания электросамокатов;
- велодорожки и велостоянки;
- четкие правила, что можно и что нельзя (нельзя ехать по дорогам для автомобилей, при езде на электросамокате нельзя слушать музыку в наушниках, быть в состоянии опьянения, быть моложе определенного возраста и т.п.);
- защита прав всех участников движения в случае ДТП;
- ограничение скоростного режима;
- пассивная защита водителей электросамокатов (наколенники, шлемы, налокотники);
- обязательность обучения правилам дорожного движения и навыкам езды.
И все это необходимо. Электросамокаты дешевые и по цене, и по стоимости обслуживания. Они экологичны. Затраты на содержание велодорожек многократно ниже стоимости содержания дорог. Широкое распространение электросамокатов способно снизить траффик на автомобильных дорогах без дорогого строительства новых дорог и развязок. Электросамокаты - это наше прекрасное светлое неизбежное будущее, но похоже путь к нему будет труден и тернист. Удачи нам всем)