Презренные вещи, часть 2, глава 1

Feb 22, 2022 01:47

ЧАСТЬ 2.
Шарль-Анри Берже и эстетическая революция

1. Введение

Франция бурлит, недовольство грозит перекинуться на другие страны. Назревали ли беспорядки исподволь или возникли вдруг, низвергшись на манер метеорита (небесный дар!), рассуждать теперь поздно или, быть может, рано. Мир знал картофельные бунты и прочие жакерии и, казалось бы, ничему удивиться уже не должен. Утешает и настораживает, что причины нынешних волнений, кажется, являют собой принципиально новый феномен.
Все доселе известные в истории революции давно проклассифицированы: экономические, религиозные, национальные и, собственно, всё, пусть чаще всего наблюдаются сложные, смешанные случаи. Вслед за Питиримом Сорокиным воздержимся от того, чтобы смешивать причины и поводы революций. Насколько нам известно, эстетический фактор никогда, ни разу не назывался среди причин массовых народных волнений и, тем более, среди их поводов. А это наталкивает на мысль, что человечество вступило в новую эпоху своей истории.
Предлагаемые записки призваны наложить структуру на массу разрозненных сообщений, которыми пестрит официальная и не очень пресса. (Трудно отрицать, что социальные сети и частные блоги - немаловажная часть информационного пространства, поэтому попытаемся уделить внимание и им тоже.)
Мы не ставим перед собой слишком глобальных задач. Никакой гарантии, что упомянуты и откомментированы все достойные внимания факты, дать невозможно, так же как и обещать, что авторская точка зрения уникальна. Вполне вероятно, что блоггеры-интеллектуалы уже проделали работу лучше и глубже. Однако же, смеем утверждать, что серьезные систематические исследования на тему пока что не проводились, иначе нам стало бы о них известно.
Касательно теории и истории эстетики, большая часть фактов и материалов, приводимых в этих заметках, хорошо известны. Тем не менее, специфика темы требует полного реструктурирования этих данных. Рассуждение придется вести ad negatio, пытаясь проанализировать, действительно ли прикладная эстетика есть провал и деградация и, если да, какой именно исторический момент следует считать началом конца.
Практически необъятный объем имеющихся материалов и наличие фигуры, сыгравшей роль и центра, и катализатора, как ни странно, облегчают задачу, предлагая начать повествование как биографию, а уж куда оно в итоге заведет, зависит не только от авторского вдохновения, но и от того еще, как будут развиваться события сегодня.
Итак, пока что сконцентрируем внимание на нашем персонаже и попытаемся разобраться, действительно ли он является новым великим французским революционером или роль его переоценена.
Для начала, уже во вступлении, рискнем упомянуть тот необычный факт, что, оказывается, программисту, чтобы прославиться, вовсе не обязательно изобретать новый метод, язык программирования или концепцию социальной сети.
И да, автор вынужден оправдаться, хотя и пишет под псевдонимом: анализ острых банальных событий, к коим, безусловно, относятся любые революции - чуждый автору жанр. Причин, по которым возник этот текст, две: а) журналистский заказ и б) описываемый процесс вышел из статуса остромодной новости, которая будет забыта завтра.
Возможно, что время и возможности пересмотреть всю историю эстетики, как прикладной, так и чистой, появились именно сейчас. В конце концов, следует признать, что шагать по историческим мостовым гораздо удобнее в ультрасовременной технологизированной обуви, чем в музейных сандалиях.

мой текст, презренные вещи

Previous post Next post
Up