Oct 14, 2016 10:02
Один из ценных экспонатов фонда музея-заповедника "Старая Сарепта" - Библия (Берлин, 1908 г.) принадлежала сарептской семье Шойерман. На форзаце Библии сделана дарственная пастором Леопольдом Шмидтом на конфирмацию Норе Генриетте Шойерман (1898 г.р.) Её отец Юлиус Кондратьевич Шойерман (1870 - 1910) работал заместителем управляющего на горчичном заводе Глича. По воспоминаниям Никиты Котельникова - внука Юлиуса Кондратьевича - он был очень образованным человеком. В семье Шойерман была большая библиотека. Некоторое время он работал на заводе Глич. Потом открыл собственное производство - коптильню и трактир. После смерти Юлиуса Кондратьевича делами на производстве занималась его жена - Клара Васильевна Шойерман (в девичестве Гайер). Её внук вспоминает о ней как о красивой, образованной, обладающей практической сметкой женщине. Она умерла в1933г, похоронена на сарептском кладбище. О смерти Клары Васильевны сделана запись в ежедневнике, который вела сначала она сама и отмечала там самые важные события, происходившие в семье. Здесь отмечена дата рождения и дата крещения её дочери Норы. В 1933 г. внуком Клары Васильевны сделана запись: « Наша любимая бабушка вернулась на Родину в 3 часа дня 1933 г.». Это характерное отношение к смерти гернгутеров. Земля считалась временным пристанищем, а смерть - радостным событием - возвращением к Богу.
Семья Шойерман избежала репрессий в 1930-е, 40-е гг. благодаря тому, что Нора Юлиусовна вышла замуж за русского Ивана Котельникова, даже звать её стали на русский лад - Нюра. У Котельниковых было три сына: Александр, Николай, Никита. Семья Шойерман-Котельниковых жила дружно, отмечали все праздники - Рождество, Пасху, дни рождения членов семьи. К Рождеству готовились заранее, и дети обязательно участвовали в подготовке к празднику. В специальный деревянный ящик сеяли ячмень. К 23 декабря вырастала ровная зелень. В ящик с зеленью ставили ёлку, которую наряжали в основном самодельными игрушками из картона, обязательно ёлку украшали свечами, купленными в церкви. Дети очень ждали вечера 23 декабря. К этому дню готовили стихи, инсценировки по сказкам и рассказам. Брат Никиты Александр вместе со своими друзьями Эдгаром Вильд, Фёдором Рикбель организовали маленький оркестр из мандолины, гитары и балалайки. Вечером приходил Дед Мороз, приносил мешок с подарками - орехи, конфеты, пряники.
Ко дню рождения того или иного члена семьи готовились.Рисовали, перерисовывали через копирку цветы, разукрашивали их и готовили самодельные открытки. Писали стихи имениннику. Все подарки ставили на стол вечером, чтобы виновник торжества утром, проснувшись, всё увидел сразу.
Часто отдыхали с семьёй в Чапурниковской балке. Дорога туда проходила через бахчи с арбузами. Из них колхозники варили мёд в огромных котлах.
В 1936 г. семья Котельниковых переехала в Сталинград, а в 1939 г. - в г. Ашхабад Туркменской ССР.
В 1989 г. сын Норы Юлиусовны Никита Иванович Котельников приезжал в Сарепту. Кладбища, где были похоронены сарептяне, уже не было, на этом месте сейчас находится администрация Красноармейского района г. Волгограда. Местные жители рассказывали Никите Ивановичу, что кладбище было разорено, после стройки дети играли черепами в футбол. Это оставило очень тяжёлый след в памяти, « ведь много поколений сарептян было похоронено на этом кладбище, в том числе и моя добрая бабушка Клавдия Васильевна Шойерман». Никита Иванович прошел ВОВ. Его мать Нора Юлиусовна Котельникова умерла в 1960 г. Очень бережно в семье хранились семейные реликвии Библия, книга Александра Глича «История Сарепты за 100 лет», фотографии, рисунки, письма. Почти весь семейный архив Шойерман Никита Иванович передал в фонды музея.
Судьбы Сарепты,
Фонды музея. Экспонаты.