Паата Амонашвили (сын Шалвы Амонашвили):
«Хороший учитель - это счастливый учитель, - говорит Паата, который сам руководит детским садом „Басти Бубу“ в Грузии. - И это очень просто можно вычислить. По глазам сразу видно, счастлив человек в своей деятельности или нет. Школа ведь должна не просто передавать навыки: для этого достаточно прочитать книгу или посмотреть видео. Настоящий преподаватель формирует, раскрывает мировоззрение в человеке. Вот почему он должен быть счастливым. Другое дело - зачем нужны школы, которые прямо сейчас есть вокруг нас. Следуя требованиям, они оказывают „образовательные услуги“: передают навыки гражданина, чтобы он нормально жил и ничего не портил. Но настоящая школа - это не услуга. Это раскрытие божественной искры в ребенке. И ему нужна рядом другая искра, чтобы они лучше вместе горели. А это не может быть передано через технику: только человек может нести искру. Поэтому воспитывать мы можем только своими образами»
Скоро это забудется, сотрётся из памяти, но пока я ещё вижу, как Женя меняется с марта (с ухода из школы).
Январь, февраль - нервозность, апатия, усталость, недомогания. С марта это всё ушло - не сразу, но постепенно. В марте и апреле она ещё не хотела слышать про летнюю школу (хотя раньше всегда со мной ездила и ей нравилось), про английский ("я ничего не понимаю, у меня не получится").
В мае она довольно спокойно прошла аттестацию за 2ой класс (конечно, была неизвестность, я переживала). В июне согласилась поехать со мной на летнюю школу Пифагор, в августе - со своим театральным кружком на смену "Без антракта" (ещё предстоит). В июне она стала много гулять во дворе, иногда до самой темноты. После ЛШ во дворе почти не гуляет - многие дети разъехались... Оставшиеся девочки во дворе иногда спрашивают меня, где же Женя, но Женя решила, что с ними ей скучно ("они ничего не понимают про летнюю школу, говорят, что я всё вру" - возможно, просто временное непонимание, а, может, действительно ей с ними не по пути), ждёт возвращения Леры и Ани (которые ходяли к нам на домашний кружок). Стала больше заниматься на "учи.ру" - теперь там есть и английский и Жене он очень понравился (ура, спасибо учирушникам!). Много читает - в основном зачитывает до дыр любимые ещё с раннего детства книжки - про Мюнхаузена, Денискины рассказы, Простоквашино, Остера, Заходера, Зоки и Баду (читали на ЛШ, дома она перечитывает сами и с удовольствием читает мне вслух).
Нередко я слышу "мама, мне скучно" (когда я занимаюсь своими делами), но меня это не огорчает и не беспокоит - я вижу в этом замечательный перелом, после которого она делает что-то сама как-то осознанно - может навести порядок в своём уголочке или убрать всю квартиру, приготовить завтрак/ужин, достать вышивку и начать учиться вышивать, что-то придумывает и мастерит. Один раз сама постряпала пирог (заставив меня несколько поволноваться, т.к. мы с ней особо не обсуждали, как обращаться с духовкой, а она это дело затеяла одна дома, когда я была на занятиях... - получилось очень сладко, но съедобно и без происшествий :) )
Да, иногда может усесться и два часа просмотреть мульты, после чего ей нехорошо, болит голова и начинаются всякие вредности - но это случается не часто и, кажется, она сама понимает, что это не вариант. В общем, она словно с удивлением берёт свою жизнь в свои руки. Ждёт возобновления тренировок лыжной секции и занятий в театральном кружке.
Вместе присмотрели ещё несколько кружков - Женя выбрала по описаниям то, что хотела бы попробовать (с сентября).
Мы много разговариваем, иногда играем, вместе ищем ответы на возникающие вопросы (а они нередко бывают неожиданными для меня - о том, о чём я сама не задумывалась, или что считается "рано" для 9 летнего ребёнка). Иногда обсуждаем то, что читаю/смотрю я - посмотрели "Небесный тихоход" (я смотрела, Женя "одним глазом" рядом и песни подпевала), "Москва слезам не верит", эпизоды и песни с Юрием Визбором (сейчас читаю его биографию). Ещё ей нравятся песни группы "Браво" - танцует под них и поёт. По новым тротуарам теперь чудесно кататься на роликах - катаемся вместе. Вчера съездили на Спартак - там проходило парковое ориентирование - Женя сама проходила дистанцию (я следила за ней издалека со стадиона).
"Мам, а ведь для каждого счастье в разном, да? У кого-то в семье, у кого-то в друзьях или работе..." - "Да. А у тебя в чём?" - "В семье, конечно!"
Приближается сентябрь, заметка в моём календаре "решить вопрос со школой, просмотреть программу 3го класса" отодвигается всё дальше и дальше. Удивительное спокойствие внутри "всё решается само, очень естественно и хорошо" и в ответ тревога "нет, надо составить конкретный план, где-что-когда, наметить цели, изучить программу, договориться про аттестацию в школе...", вызванная, видимо, внешними условиями, традициями, замечаниями/вопросами родных и друзей.
Я сравниваю "Женю в марте" и "Женю в августе" и с радостью и облегчением понимаю, что не ошиблась, мы явно меняемся в лучшую сторону. (Просто посмотрите в эти счастливые глаза)
Я не возьмусь говорить, лучше ли было бы сразу не ходить в школу - не знаю. По крайней мере эти полтора года в школе тоже многому нас научили. И что я скажу через десять лет оглядываясь назад - тоже пока не понятно, но сейчас вариант вернуться в школу на очное даже близко не рассматривается. Поживём - увидим :)
Вопросы образования, воспитания детей, вопросы построения отношений с ними для меня становятся всё актуальней. С интересом читаю разное далёкое-теоретическое (вот, например, подборка
Александра Мурашёва "Другая школа" или вот его же статья про
финскую школу ) и слежу за происходящим рядом на практике :)
И да, закинула фотки разных моментов, не вошедших в другие альбомы, в
"Весна 2017" и
"Лето 2017"