Feb 28, 2015 16:25
Здравствуйте, уважаемые единомышленницы и -ки.
Идея моя, история её возникновения и изложение будут немного горячечными. Но ждать, пока она немного остынет, нет времени, а то с двумя детьми она может и вовсе протухнуть пропасть.
Передо мной давно вставал вопрос, как объяснять дочке (ей сейчас 3 года 9 месяцев) причины поведения людей. И в семье (я сама, муж, родственники), и в сказках, и в мультиках.
Преподносить банальное "вот он злой/жадный/трусливый/...(подставьте свое прилагательное)=плохой", поэтому его нужно ТОЛЬКО избегать/бить/убивать/бояться мне не хотелось и не хочется. Тем более, что и в обычной жизни все мы становимся время от времени "Урсулами", "Гингемами", "Бастиндами", "Бармалеями", "Людоедами" и "Змеями Горынычами". Понятно, что вернуть в себя взрослого человека ребенок обычно не в силах. Но ведь дети вырастают, и потом их окружают те же знакомые, друзья и подруги, потом - муж или жена... И у них нет проверенного, отработанного способа общаться с этими людьми, когда они по какой-то причине не в себе. Точнее, способ-то есть - воевать (если есть силы) или защищаться и избегать (если их не очень много). Только помогает ли он этому человеку прийти в себя, крепнут при этом их отношения или рушатся?
Я хочу научить её другому восприятию мира. Ну мы все в сообществе понимаем, о чем речь, да? Конструктив вместо деструктива, выиграл-выиграл вместо проиграл-выиграл или проиграл-проиграл.
Я пытаюсь своими словами объяснить, что Урсула совершает зло, потому что ей когда-то тоже сделали плохо. Что старухе нужно было совсем другое вместо богатства и славы, поэтому все, что давала золотая рыбка, не подарило ей ни радости, ни счастья, и что старик мог бы хотя бы с ней поговорить, вместо увеличения масштаба неработающего одаривания. Он её не понимал просто, ну так ведь? Прожил всю жизнь и не знал, что жене нужно для счастья. Кстати, возможно (это я сейчас додумываю), чувствовал себя виноватым, что не дал ей всего необходимого, хотя бы минимального. Вот и таскался к золотой рыбке, иначе бы увидел душу своей жены (а не свое чувство вины, заслоняющего от него душу другого человека) и то, что все эти дары - в черную дыру, как вода в разбитое корыто.
Или вот спрашивает она - почему Забава не хотела за Полкана выходить замуж. Отвечаю - потому, что у Вани душа была открытая, а у Полкана - нет.
Но чувствую, что все мои объяснения на ходу придуманные, обрывочные, хотя даже они глубже отражают суть дела, чем стандартные.
В общем, я о чем - я как-то видела в этом сообществе комиксы об активном слушании. И мне вот сегодня страстно захотелось показать своей дочери подобную иллюстрацию влияния боли на душу человека. (Например, радостный человечек, цветок и солнце - все хорошо, причинение боли, или какой-то дискомфорт - он скрючился и гримаса изменилась, и результат - либо он оттаял, и опять все хорошо, с усвоенным опытом, либо перестал чувствовать и поэтому может и хочет причинять боль другим, а часто заодно и себе.). Конечно, мы не можем отвечать за каждого встреченного наркомана или бомжа, что мы не помогли ему встать на путь истинный. Хорошо, если хотя бы не сделали еще хуже. Но если есть силы, если это близкий человек, то нужно не воспринимать его как врага, а видеть в нем человека, на котором наросло больное прошлое, и он теперь такой. Еще проще, если это просто эпизодическая ситуация, легко объясняемая устраненным дискомфортом.
(У меня вот кстати, как у бывшего ребенка, всегда не складывалось в одну картину идея "смирения" и "прощения врагов и молитв за них" и практическая борьба с ними.)
Понимание событий и явлений, как они есть, без ярлыков и виноватых, а с вниканием в суть поможет детям гораздо лучше ориентироваться в жизни.
Либо к автору рисунков хочу коллективно обратиться, либо может кто из вас рисует. Было бы очень полезно наглядно это показать, как мне кажется.
путь к себе,
мультфильмы