Я задумался, какую воспитательную роль может играть самостоятельное времяпрепровождение ребёнка.
Может ли детёныш воспитывать себя сам?
На размышления меня натолкнул Стивен Кинг и его книга «Как писать книги». Рассказывая о своём детстве, известный писатель вспоминает бесконечные горы прочитанных комиксов, киноленты отсмотренных дешёвых фильмов ужасов и весьма либеральный родительский контроль. Он не проводит прямой связи между своим детством и призванием, но вывод напрашивается сам собой.
Затем я вспомнил Юрия Власова, его статью «Стечение сложных обстоятельств». Юрий Петрович воспитывался в Суворовском училище и ввёл себе привычку подниматься раньше своих товарищей, чтоб иметь возможность заниматься в спортивном зале и успевать читать литературу. Он тоже не проводит прямой связи, но теперь он Олимпийский чемпион, рекордсмен и тоже писатель.
Потом мне вспомнился Пушкин. Кельи в Царскосельском лицее были одноместные...
Припомнив всё это, я стал копаться в своём детстве. Я каждый день оставался один дома. Читал, мастерил, слушал, я помню, замечательные радиопостановки по радио, пока не прошла эра кнопочных приёмников.
А летом то же самое в деревне, только на свежем возрасте.
Теперь выводы.
Это сугубо мои выводы, я не собирал контрольные группы, не проводил исследований, Но:
1. Питаем человека материалом (Это самое главное, иначе нечего огород городить).
База нужна, чтоб человечку было откуда отталкиваться, чтоб семена падали на распаханную почву. Это тренеры, учителя, учебные программы и прочее.
В случае Стивена Кинга опасная смесь была, но сработало.
2. Создаём среду.
Инвентарь, литература… А больше ничего и в голову не идёт...
Да! Выкидываем лишнее и отвлекающее. Первыми полетят телевизор и компьютерные развлечения.
3. Даём человеку время привыкнуть, заинтересоваться, обдумать, увлечься.
4. Ждём результатов.
Надо попробовать.