Деревня-остров, на краю леса

Apr 20, 2014 20:13



00:05
Шестое января (2014), канун Рождества.

Лес, примерно в 200 километрах от Архангельска. Узкая двухколейная дорога, по которой едет наш Рено Логан, упирается в деревянную конструкцию со знаком кирпич. Впереди река  Северная Двина и ледяная переправа. Но она закрыта из-за резкого потепления - на улице всего -2 градуса, лед тает.

Наш водитель Алексей сворачивает на колею слева, объезжает самодельное заграждение, и выезжает на лед.

-Утром тут провалился трактор, поэтому нужно держаться левее, - бодро рассказывает Алексей.
Я вижу огромное черное пятно с водой недалеко от берега. Машина медленно ползет  между деревянными колышками, обозначающими колею. Под колесами начинает хлюпать вода.

Я сжимаю одной рукой сумку с фотоаппаратом, другой - ручку двери. Только какой в этом смысл - успею ли я выпрыгнуть,  если машина начнет проваливаться? И куда я пойду, оказавшись в канун рождества посреди реки где-то в десятках километров от ближайших населенных пунктов…

Как я тут оказалась? О, это очень просто. Я хотела посмотреть на белых медведей  (я их никогда не видела), а мой старый друг (угнал Мерседес небесно-голубого цвета) занялся восстановлением церквей на Русском Севере. И вот мы едем смотреть один из предполагаемых объектов где-то в Холмогорском районе.

Водитель Алексей, в прошлом риелтор, сейчас работник патриархии, везет нас в свою родную деревню - Пиньгишу, показывать свой родной храм.

Это место  - де факто остров. С одной стороны оно отделено рекой, с другой  - непроходимым лесом, который тянется на сотни километров с волками и сторожками лесников. В нем в 100 раз проще заблудиться, чем выйти на ту сторону в здравом уме и со всеми конечностями.

Сюда можно добраться только летом на пароме или по льду зимой. Весной и осенью община из тысячи человек, раскиданная по нескольким десяткам деревень, живет тут сама по себе.

Машина благополучно доезжает до берега. Мы оказывается на «той стороне».  Можно перевести дыхание, но ненадолго - через 36 часов нам в обратный путь…. А за это время лед можно растаять еще сильнее  и мы окажемся полностью отрезанными от остального мира.



***


2.


3.

Я просыпаюсь под огромным одеялом. Рядом русская печка. За окном - огромные сугробы. Десять часов утра. С кухни пахнет пирогами и жареной картошкой, которые приготовила жена хозяина. Нас на сутки приютил владелец местной лесопилки дядя Валя.

Утром, за чашкой чая, вчерашняя ночная переправа кажется чем-то комичным и совсем не страшным. Для местных жителей - это обычное дело, повседневность.

Необычно - это вот храм отремонтировать…

Дядя Валя, первый человек на «острове» и хозяин пилорамы, он родился и вырос в этой деревне. Потом женился на девушки из соседнего селенья и вместе с ней уехал работать в Архангельск.  А теперь вот вернулся обратно, в Пиньгишу.

Его жена - тетя Нина все еще живет на два дома - продолжает работать в Архангельске и ездит к мужу обратно в деревню, когда это позволяет переправа…

***
Маленькая деревня, в которой живут дядя Валя и тетя Нина, это несколько ярко покрашенных домов начала XX века, построенные из широких срубов  с высокими окнами и резными ставнями. Между ними на широкой по-купечески улице стоит храм Пресвятой Богородицы…  Ради него мы тут.



4.


5.


6.



7.


8.


9.


10.

Этот храм был построен еще в 1618 году. Его неоднократно перестраивали, в XIX веке фактически заново, и поэтому он не относится к памятникам архитектуры. Советская власть тут устроила склад колхоза, поставила настилы и даже загоняла технику… Ничего необычного. Так было во всех церквях.

Теперь внутри пусто. Росписи потускнели из-за того, что течет крыша.

К нам через сугробы бежит глава мужчина, одетый в камуфляж. Он улыбается и протягивает руку.
- Виталий Васильевич Федоровцев, - представляется он. Это глава администрации уже почти последние 30 лет.

За последние годы он отстроил местную школу, нашел деньги и материал. Теперь дело за храмом - но для этого (нужно больше золота) средств нужно больше. Материалы готов представить дядя Валя, но нужны средства для работников и деньги на металл на крыше.

Пока же местные ездят в соседнюю деревню (все тут же, на острове). Там есть священник, батюшка Арсений. Но с храмом беда: рождественская служба проходит в переоборудованной под церковь избе.

И в этом парадокс. Тут есть приход, есть люди и есть священник, но нет храма, который бы их объединил…   А в Москве так много храмов… но так мало там людей.

Я стою все семь часов службы. На сон останется два часа, а потом снова в дорогу, через ледяную переправу…  Кто знает, где я окажусь вечером.. Может быть мне придется спать на скамье Хаджимурада… или где-нибудь еще.



11.

PS: помочь Пиньгише можно тут http://pingisha.ru

Архангельск, байки, путешествие

Previous post Next post
Up