[
фото via]
Хочу начать рассказывать о нашем последнем увлечении - настольных играх. Я почти всю свою жизнь играю в компьютерные игры (вам даже, возможно, встречались
мои отзывы в стиме, а некоторым - и среди них моя дорогая жена, кстати - повезло иметь
дело с
моими играми на заре мобильных телефонов). В общем, если мне в какой-то вечер не удаётся хотя бы полчаса поиграть, то я ложусь спать с ощущением того, что день прошёл впустую. Уже молчу про жёсткий график жизни, к которому приводит увлечение каким-нибудь "Ворлд оф Варкрафтом" (2008-2009 гг. в моём случае), это отдельный аум сенрикё.
Так вот, в компьютерных играх (при правильном подходе) много хорошего, но в то же время есть и недостатки, которых нет в настольных. Во-первых, из-за чего мы вообще начали смотреть в настольную сторону: компьютерные игры, как ни крути, рассчитаны либо на одиночный режим (для меня лично нет ничего хуже, чем играть кооп в богатом, продуманном мире, который хочется излазить вдоль и поперёк в своём собственном темпе без канючащей шоблы-воблы на хвосте, равно как, я уверен, и другому игроку), либо это соревновательный мультиплеер с толпами визжащих детишек. В области удовольствия моего мозга отсутствует распространённый датчик, и у меня лично выброс адреналина в кровь не вызывает никакого сопутствующего эндорфина, одни лишь переживания. Соответственно, соревновательные игры меня обычно только нервируют. В то же время настольные игры изначально рассчитаны на семейное или дружеское развлечение, вы сами регулируете темп игры, а соревновательный элемент обычно выражен мягко (подробнее об этом позже).
Во-вторых, что столь же важно, большинство компьютерных игр в той или иной мере "на реакцию" (присутствует аркадный элемент). Опять же, не всем подобная механика нравится, не все способны расслабиться в играх, требующих, наоборот, напрячь нервную систему. Навскидку я могу назвать лишь два жанра, где нет (или почти нет) аркады - это пошаговые стратегии и семейство квестов. Хорошие стратегии обладают, как правило, монументальным многочасовым геймплеем, где партии длятся днями и неделями, а игроки делают свои долгие ходы по очереди (хотя есть игры, где последняя проблема ослаблена, н-р, Age of Wonders). Квесты ещё несколько лет назад были практически мёртвым жанром. Сейчас ситуация налаживается, и мы многие переиграли вместе с Лидой, но всё равно в какой-то момент по-настоящему клёвые представители заканчиваются, и остаётся лишь, прямо скажем, средненькое творчество Daedalic Entertainment и, ещё хуже, поток шлакоблока в поджанре hidden object. В настольных играх элемент реакции и ловкости - скорее занятная диковинка; геймплей рассчитан на умственную деятельность и взаимодействие между игроками, а партии спроектированы как правило в рамках трёх часов максимум, т.е. сравнимы с фильмами.
В-третьих, можно сколько угодно веселиться по поводу тёплых ламповых книг, но вот я уже который год плотно
пользуюсь электронной читалкой, и могу сходу начать перечислять её серьёзные недостатки: корявая навигация, неудобство обращения со сносками, отсутствие
прогресс-бара, ошибки распознавания текста, проблемы с вёрсткой и масштабированием (про иллюстрации можно забыть вообще). Электронная версия "Алисы в стране чудес" и
подарочное издание - это просто небо и земля. То же самое, хоть и в меньшей мере, справедливо для игр. В одном случае вы сиднем сидите все выходные за компьютером, щёлкая мышкой, в другом - часто можно развалиться на кровати, а к вашей игре добавляются важные тактильные ощущения качественного картона, фигурок, миниатюр, кубиков, жетонов и т.д. Удовольствие от распаковки новой коробки - практически самостоятельный популярный жанр (есть даже
прекрасные пародии на него).
В-четвёртых, вопрос стоимости. Настольные игры - удовольствие не из самых дешёвых, примерно на уровне приставочных, а сейчас, вслед за обвалом рубля цены выросли ощутимо, вплоть до двух раз (самый показательный пример: "
Зомбицид" в том году стоил четыре тысячи, сейчас - восемь; "
Робинзон Крузо" был 2500, сейчас 3500, в таком духе). С другой стороны, ты видишь и чувствуешь, за что платишь. Вот она коробка, можно играть сколько хочешь, без всяких тормозов и апгрейдов, хоть при свечах. Никто не запрещает взять игру в аренду, купить с рук или продать самому (довольно распространённая тема в западном мире); поменяться на время с друзьями или сходить поиграть в тематический клуб. В то же время компьютерная индустрия всё чаще продаёт не саму игру, а сервис доступа к ней, со всеми вытекающими кошмарами бана в стиме и всевозможными политическими
эксцессами (впрочем, антидрм-движение тоже набирает обороты, см.
gog.com). Немаловажная особенность: если хочешь на компьютере поиграть вдвоём или с друзьями, часто потребуется купить несколько копий игры, по числу игроков - тогда как настольная игра, за редким исключением, сразу одна на всех.
В общем, мы с Лидой ещё года три назад в рамках программы "нужно больше времени проводить совместно" пошли в магазин и купили колоду Magic the Gathering (на следующий день пришлось возвращаться за второй, т.к. продавец не посчитал нужным предупредить о такой засаде), а что из этого вышло - читайте в следующем выпуске нашего нового тематического издания во славу восьмирукой ганеши. Иншалла.
upd: другие настольные записи по ряду причин переехали
на вордпресс.