Apr 22, 2023 00:48
* /ср. в Повести о латинах: По смерти же Михаила царя, оного Феофилова сына, пріимь царство Василіи Макидонянинъ (в ЕЛ2 Костянтинъ и Василии). Во днехъ царства его абіе сниде Владимиръ, князь рускыи, съ всею силою своею великою дажде и до самого Царяграда съ враждою и тъ (иды) на царство Гречьское/
/ср. в ПХП и КХП: По Ѳеофилѣ же царствова Михаилъ сынъ его съ матерью Феодорою лѣт 4, а единъ лѣт 10, а с Василіемь лѣто 1. и при сего царствѣ во 2 лѣто царства его крещена бысть земля болгарьская, преложиша книгы от грѣчьска языка на словеньскы Курилъ Ѳилосоѳ с Мефодиемь. В лѣто 6363 при Борисѣ князи болгарьстѣмъ. (дата по СПЧХ, см. прим. 11)/
В лѣто 6371. В лѣто 6372. В лѣто 6373.
(см. выше п. 9в <<о первом походе руси на Царьград>>)
15 (в ПХП: лѣто 6374 иде Володимеръ въ Грекі въ 200 лодьи)*
[519] Василіи же царствова с Михаилом лѣто едино и месяци 4 и единъ лѣт 19 единодеръжецъ бысть (…) [520] Въ день же святого Полуекта трѹс бысть веліи и от того дне за 40 дніи в нощи такожде и въ дни земля трясашеся
45. По Михаилѣ царьствова Василии лѣт 9 /вместо 19/, единодержец бысть. При семь трусъ бысть з 40 днии, поченъ въ святаго Полуекта.
В лѣто 6375. В лѣто 6376. Поча цесарствовати Василии.
В лѣто 6377. Крѣщена бысть вся земля Болгарьская.
В лѣто 6378. В лѣто 6379. В лѣто 6380. В лѣто 6381. В лѣто 6382. В лѣто 6383. В лѣто 6384. В лѣто 6385. В лѣто 6386.
16 (3Б) (сен. 867 - авг. 886)
(Возм. в ПВЛ принят 2-й год царства Василия, а не Михаила, как в ХП и 2 НПЛ)
/ср. у Яна Длугоша (см. прим. 7): «Умирая, он оставил сына по имени Игорь (Jior), который, достигнув совершеннолетия, коварно убил киевских князей Оскальда и Дира». Совсем не упоминается Олег, а также и поход Игоря на греков, о котором в летописях рассказано только по греческому источнику. Возможно, в изначальном родовом предании этого не было до составления Начального свода по ХВИ/
И роди сынъ, и нарече имя ему Игорь. И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, муж мудръ и храборъ.
В лѣто 6387. Умѣршю же Рюрикови, предасть княжение свое Олгови, от рода ему суща, въдавъ ему на руцѣ сына своего Игоря, бяше бо молодъ велми.
В лѣто 6388. В лѣто 6389.
17 (в НПЛ нет речи о смерти Рюрика, кот. выступает лишь как отец Игоря)
И начаста воевати, и налѣзоста Днѣпрь рѣку и Смолнескъ град. И оттолѣ поидоша /в Т поидоста/ внизъ по Днѣпру,
и приидоша къ горам кыевъскым, и узрѣста городъ Кыевъ, и испыташа, кто в немъ княжить; и рѣша: «Два брата, Асколдъ и Диръ».
Игорь же и Олегъ, творящася мимоидуща, и потаистася въ лодьях, и с малою дружиною излѣзоста на брегъ, творящася подугорьскыми гостьми, и съзваста Асколда и Дира. Слѣзъшима же има, выскакаша прочии воины з лодѣи, Игоревы, на брегъ; и рече Игорь ко Асколду: «Вы нѣста князя, ни роду княжа, нь азъ есмь князь, и мнѣ достоить княжити».
И убиша Асколда и Дира; и абие несъше на гору, и погребоша и Асколда на горѣ, еже ся нынѣ Угорьское наричеть, идеже есть дворъ Олминъ; на тои могылѣ постави Олма церковь святого Николу, а Дирева могыла за святою Ириною. И сѣде Игорь княжа в Кыевѣ; и бѣша у него варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью. Сеи же Игорь нача грады ставити, и дани устави словеномъ и варягомъ даяти, и кривичемъ и мерямъ дань даяти варягомъ, а от Новагорода 300 гривенъ на лѣто мира дѣля, еже не дають.
В лѣто 6390. Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словѣны, мѣрю, весь, кривичи. И прия городъ Смольнескъ и посади в нем мужь свои. Оттуда поиде внизъ и, пришедъ, взя Любечь, и посади мужь свои. И придоста къ горамъ киевьскымъ, и увидѣ Олгъ, яко Осколдъ и Диръ княжита,
и похорони вои въ лодьях, а другыя назади остави, а самъ приде, нося Игоря молода. И приступль под Угорьское, похоронивъ вои свои, и посла къ Асколду и Диру, глаголя, яко «Гостье есмы, идемъ въ Грѣкы от Олга и от Игоря княжича. Да придета к роду своему, к нам». Асколдъ же и Диръ придоста, и выскакаша вси из лодѣи, и рече Олгъ къ Асколъдови и Дирови: «Вы нѣста князя, ни роду княжя, но азъ есмь роду княжа», и вынесоша Игоря: «Сь сынъ Рюриковъ». И убиша Асколъда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горѣ, еже ся нынѣ зоветь Угорьское, идеже нынѣ Олминъ дворъ; на тои могилѣ поставилъ божницю святаго Николы: и Дирова могила за святою Ориною. И сѣде Олегъ княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ, и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лѣто, мира дѣля, еже до смерти Ярославля даяше варягом.
18 (в НПЛ глаголы в двойствен. числе, в ПВЛ в единствен., кроме «придоста», хотя в НПЛмл здесь как раз множествен. число - Шах.)
(Вероятно, не случайно именно в связи с княжением Игоря (в ПВЛ Олега) в Киеве повторяется, что «бѣша у него варязи мужи словенѣ (!), и оттолѣ (в ПВЛ опущено) прочии прозвашася русью». И в данном случае речь определённо о прозывании (варягов и прочих) русью, тогда как в п. 13 речь может идти о том, что князья из варяг (севшие в Киеве) прославили Русь, ср. 9а ПВЛ)
/в 890-х годах на Старокиевской горе было создано укрепление, конструктивно схожее с новгородским Городищем, но прекратившее существование в самом начале 10 века - с появлением нового укрепления на Замковой горе и обширной застройкой на Подоле. Это можно сопоставить с приходом варягов, а потом руси, только не до, а после переселения венгров. В НПЛ Игорь с Олегом представились подугорьскыми гостьми, то есть пришедшими от венгров, в ПВЛ истолковано, что они пришли под Угорьское (где похоронили Аскольда), но оно находилось не выше, а ниже по течению Днепра/
/Совместное правление в одном городе дело довольно необычное, возм. А. и Д. оказались соединены в киевском предании из-за того, что и тот и другой были убиты Игорем, но при этом они похоронены в разных местах, вероятно и убиты отдельно друг от друга.
У Масуди в «Золотых копях» (947) после упоминания о том, «что в хазарское стране находятся славяне и русы … Этот род из славян (ал-сакалиба) и другие оные обращены (связаны) [к] востоку и распространяются (wyt’dwn) с запада (вар. удалены (wyb’dwn) от запада по Ф. Шармуа). Первый из царей славян царь ал-Дир … в столицу его с разными товарами приезжают мусульманские купцы. Затем следует [за] этим царём из царей славян царь ал-Ава(н)дж (вар. ал-Арфанг по Ф. Шармуа, ал-Алванг по А. Новосельцеву) … он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и другими народами. Войны ведутся с переменным успехом. Затем следует [за] этим царём из (от) стран славян царь ал-Турк». Артикль ал- не характерен для иностранных личных имён, Г. Вернадский сопоставлял ал-Дир с Деревами, А. Новосельцев сопоставлял ал-А(л)ванг с Олегом, но лучше с нарицательным прозванием «царства Ольжина» (Ольгиной русью), выходцев со стороны угров (турок), возм. информатор Масуди сам был из русов «в хазарской стране». <ср. у Бакри>
Ср. в рукописи конца 17 века «Зачало народа роксолянского или российского» из Архангельской библиотеки Д. М. Голицына: «Игорь же или Георгъ пятинадесять лѣтъ оставъ по отце единовладѣтеле, тщаніемъ Олехны, князя Олехнянъского (> Олена?), дяди своего, его же потомъ воеводу себѣ постави, черкасы, крымляны, печенеги, нагаицы, донцы и своевольныя запорожаны, идѣже ныне казаки, се есть Малую Тартарію (т. е. владений турок), покоря и самаго царя Константинополскаго дань даяти принуди; потомъ толико щасливыи побѣдитель в сединѣ вѣка Мальдитомъ княземъ, данникомъ, наследникомъ Дыровымъ, древлянскимъ государемъ, убіенъ бысть» (ОР РНБ Ф. 550 (ОСРК) Q.IV.111, л. 2-3, цит. по Гиляров Ф. Предания Русской Начальной летописи: Приложения. М., 1878, С. 212)/
И пакы приведе себѣ жену от Плескова, именемъ Олгу, и бѣ мудра и смыслена, от нея же родися сынъ Святославъ. По сих же пакы временех
19 (здесь, как и выше, всё делает Игорь, ср. 25 ПВЛ)
/в ТХ (ХВИ) Олег упомянут после похода руси при Романе, царство которого датировано 919 г. п. 31/
(см. ниже пп. 35 и 26 <<о походах Игоря (6428) и Олега (6430) на греков>>)
20 (в НПЛ даты по упом. руси при греч. царях по Хронографу)
/ср. у Ибн Русте (до 925): «Что касается русов (ар-русийа), то они - на острове, окруженном озером (…) У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются и забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают (…) Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника». Ср. Игорь воюет с правобережными славянами (и похоже продаёт пленников хазарам), Олег заключает договоры с левобережными славянами, прежними данниками хазар (возм. в ответ на вероломное нападение после похода на Каспий в 913 году по Масуди). Описанный обряд соотв. срубным могилам, которые появились в Поднепровье на рубеже 9-10 веков и имели аналоги в Великой Моравии (по С. Ширинскому).
У последователей Балхи (ок. 920) прежде всего «Русы - народ в стороне булгар, между ними и славянами», но вообще «Русов три вида», и «Русы - народ, [который] сжигает своих умерших». Ранее Ибн Хордадбех (после 845), писавший о купцах русов («а они - вид славян»), не указал их среди народов, возглавляемых хаканом/
Игорь же сѣдяше в Киевѣ княжа, и воюя на древяны и на угличѣ. И бѣ у него воевода, именемь Свѣнделдъ; и примучи углѣчѣ, възложи на ня дань, и вдасть Свѣньделду. И не вдадяшется единъ град, именемъ Пересѣченъ; и сѣде около его три лѣта, и едва взя. И бѣша сѣдяще углицѣ по Днѣпру вънизъ, и посемъ приидоша межи Бъгъ и Днѣстръ, и сѣдоша тамо. И дасть же дань деревьскую Свѣнделду, и имаша по чернѣ кунѣ от дыма. И рѣша дружина Игоревѣ: «Се далъ еси единому мужевѣ много». Посем скажемъ въ преключившихся лѣтех сих.
В лѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.
В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».
В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не даваите козаромъ, но мнѣ даваите». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху. И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имѣяше рать.
В лѣто 6394.
21 (в НПЛ дань на древлян и уличей (живущих к западу от Днепра) не связана с Олегом (как и убийство Аскольда с Диром, и женитьба на Ольге), а дань на северян и радимичей (живущих к востоку от Днепра) НПЛ неизвестна)
[527] По ѹмертвіи же Васииевѣ самодръжавномѹ приатию Леон бысть премѹдрыи и царствава лѣт 20 и 5 и месяць 8
По Василие же царствова Леонъ лѣт 25 и мѣсяць 8.
(см. ниже п. 28 после полуторадесятка пустых лет повторяется про дань на уличей и древлян)
В лѣто 6395. Леонъ царствова, сынъ Васильевъ, иже Левъ прозвася, и брат его Александръ, иже цесарствоваша лѣт 26.
В лѣто 6396. В лѣто 6397. В лѣто 6398. В лѣто 6399. В лѣто 6400. В лѣто 6401. В лѣто 6402. В лѣто 6403. В лѣто 6404. В лѣто 6405.
22 (сен. 886 - май 912;
и май 912 - июнь 913)
[540] Маіа же мѣсяца въ 11 день въ вторникъ индикта 15 ѹмре Леонъ царь, Александрѹ своему братѹ царствие предавъ (…) Александр сынъ Василиевъ. Александръ же царствова лѣто едино и дніи 29 с Костянтином Леонтовомъ сыномъ
По Леонѣ царствова Александръ, брат его, лѣто 1 и днии 29.
/ср. ниже (п. 26е) комета Галлея в июле 912 года при Александре [ХГА 541], а договор «мѣсяца себтября въ 2, а в недѣлю /вместо индикта/ 15 в лѣто создания миру 6420» со Львом и Александром в 911 году, в ПВЛ они спутаны местами/
/по ПВЛ выходит, что венгры шли с запада (мимо Киева берегом к Днепру). В «Деяниях венгров» магистра П. (ок. 1200) в гл. 7 говорится, что они «вошли в землю Руси (Ruscia), называемую Суздаль», а в следующей главе 8. De Rutenia используется другая форма названия. В примечаниях указывается, что «На этом основании исследователи делали вывод о том, что таким образом Аноним хотел разделить северо-восточную и южную Русь». Возможно, это отголосок памяти о восточных русах с другим Киевом, с которыми соседствовали венгры по данным Худуд ал-Алам (см. прим. 3а) до прихода в Ателькузу (венг. «Междуречье», ср. у Ибн Русте и Гардизи: «Их владения прилегают к Румскому морю. Они живут между [этими двумя] реками») из Леведии (по Константину Багрянородному). Ср. река Лебедянка и город Лебедянь выше по Дону в 50-55 км от Липецка, до которого доходят городища на реке Воронеж, а также село Лебедянка в 80 км на ю-в от Липецка и 80 км на с-в от Михайловского кордона, с которого начинаются воронежские городища, а ещё сестра Кия, имя которой могли изменить по реке Лыбедь/
В лѣто 6406. Идоша угре мимо Киевъ горою, еже ся зоветь нынѣ Угорьское, и пришедше къ Днѣпру, сташа вежами; бѣша бо ходяще, яко и половци. И пришедше от въстока и устремишася чересъ горы великыя, иже прозвашася горы Угорьскыя, и почаша воевати на живущая ту… (Сказание о славянской грамоте)
23 (898 г.; по большим Сан-Галленским анналам венгры впервые пришли в 888 (889) году, по Бертинским анналам ещё в 862 году)
[529-530] Никитѹ нарѹицаемаго Склира в рѣкѹ Дѹнаеви в лодиахъ, рекомых дромоніи, дати дани ѹгромъ, яко на Семеона орѹжиемъ воюють. (…) Семеонѹ ж на брань Никифоровѹ прилежащѹ, ѹгри нашедшю всю Болгаскѹю плѣновахѹ землю. Семеон же ѹвѣдѣвъ на ѹгры обратися, си же противѹпребредше брань на блъгары съчеташа и побѣдиша блъгары бошию, яко едва Семеонѹ въ Дерестръ вбѣгнѹти.
В лѣто 6407. В лѣто 6408. В лѣто 6409.
В лѣто 6410. Леонъ цесарь ная угры на болгары. Угре же, нашедше, всю землю Болгарьскую плѣноваху. Семеонъ же, увѣдавъ, на угры възвратися, угри противу поидоша и побѣдиша болгары, яко одъва Семеонъ въ Деръстеръ убѣжа.
24 (4Б) война была в 894, а не 902 году. Возм. глагол. Ⰰ / 1 спутана с Ⰹ / 10.
Вряд ли дата по ромейско-дионисиевой эре (+ 5516, в Хрон. Льва Грамматика для царств 7 - начала 9 вв.)
/ср. выше 19 НПЛ о женитьбе Игоря на Ольге/
В лѣто 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова, именемь Ольгу.
В лѣто 6412. В лѣто 6413. В лѣто 6414.
25 (в ПВЛ Игорь стал зависим от Олега, кот. является (в договоре) правителем)