По поводу
записи pretre_philippe в целом согласен. Но вот можно посмотреть на то же самое и с другой стороны
Когда рассуждают уйти или не уйти из церкви, то рассуждают о ней как о приниципиально внешнем.
Такое рассуждение совершенно нормально для
оглашенных, но оно звучит уже не настолько мило для тех, кому она и правда, что своя. Когда-то очень давно, византийский император Юстиниан, если говорить по современному, уровнял принадлежность к Церкви с гражданством или видом на жительство. Люди пошли массово креститься, и церковность стала юридически важной вещью, но с точки зрения веры уже лишь формальностью. Этот факт закрепился в сознании общества как деление подданых на "мирян" и "церковь". Т.е. внутри Церкви, пределы которой были резко растянуты декретом императора пришлось различать две формальные группы. Первая "церковь" пасла вторую "миряне", вторая окормлялась первой. Но все это мало имело отношения к Церкви в исходном смысле. Потому что, хотя и можно уйти из "мирян" или из "пасущих", или "церкви", но из своей Церкви - невозможно уйти, если конечно это правда, что она тебе - своя.
Н в чём тут дело, почему всё так?
Если Церковь - это твоё, то ты не можешь говорить "вот я подумаю и выйду". Из своего невозможно выйти. Оно может быть растоптано, унижено, побито. Ты можешь скрывать своё отношение. Но сам в себе ты не можешь своего не признавать. Ты не можешь говорить, что выйдешь из того, что тебе потребно, из того, что оживляет или наполняет смыслом твою жизнь. Я не я - не выход из церкви, но рапад личности, безумие на уровне культуры, а то и психиатрии. Ты можешь выйти из той или другой формальной организации. Но ты не можешь выйти из того, что урашает, а то и спасает твою жизнь.
Конечно, пока ты только "веришь", что церковь что-то может - прощать грехи, спасать или выручать, то смена веры позволяет говорить и о смене церкви. Но пока ты только "веришь", Церковь для тебя хоть и важное, но внешнее, чужое. И тут не важно с саном ты или без сана. С обетом нестяжание и девства или с приличным счетом в банке и вниманием у женщин. Пока ты только "веришь", ты - оглашенный. Не знаю, как по форме, но по духу точно. Когда же ты на самом деле в Церкви, то ты уже не только "веришь", но и знаешь опытно. И оно твоё уже не ради только веры в смысле представлений, но твоё по духу. Твоё лично.
А в этой ситуации, ты уже скорее других погонишь, или встанешь и от них отсоединишься. Но не станешь говорить - уйду из Церкви. Потому что она тебе не место, не авторитеты, не источник таинств только. Но то - что ты не можешь разлюбить. Но не просто не можешь: любовь приходит и уходит. Но как своё не можешь. Своё не отложить.
Другое дело, что иногда не вред подумать, а правда ли твоё же, и что тут именно твоё? Но то уже отдельный разговор. Для внешних. А не для своих.