Свобода, как это и чего? (2)

Aug 29, 2012 19:40


Не испытывая неприятностей

Вообще свобода - это способ осуществления желаний; такой расклад, при котором ты можешь не испытывая неприятностей заниматься тем, что тебе нравится и приносит удовольствия. Для кого-то случайная ситуация. Для кого-то способ жить Причем не только в данную минуту, но и в следующую. И не только в каком-то одном отношении, но и в другом. Первое примечание к тому, что свободой не бывают случайные ситуации, но свобода качество постоянное. К примеру, свободная минутка перед казнью как-то более о несвободе говорит. А второе к тому, что свобода не бывает в случайных отношениях, но о ней можно судить только в отношении важного. Так, свобода выбирать попутчика по жизни важнее свободы выбора попутчика в трамвае. Т.е. свобода ограничивается, как и расширяется, через те обстоятельства, от которых более всего, а в частности и на наибольшее время, зависит наша жизнь.

На деле свобода всегда не более, чем в чём-то. К примеру, у нас лишь на какое-то время бывает свобода не страдать, не умирать, или не болеть. «Количество» свободы идея ещё более условная. Сравнивать меру свободы можно только в одном и том же отношении. К примеру, кто-то волен общаться с друзьями и лично, и по телефону. А у кого-то для этого же, есть только Интернет. Но при этом, когда у кого-то есть свобода в более важном отношении, говорят, как об имеющих больше свободы. К примеру, здоровый человек в общем случае свободнее больного. Хотя буквально подсчитывать частные «свободы» тут, конечно же, нельзя.

Свободный выбор

Выбор - это предпочтение чего-то одному чему-то другому. Или на основании логики, или эмоциональной оценки, или чутья. Вообще выбор можно даже рассматривать как выражение фундаментального качества всего живого - активности или проактивности - как способности менять, и меняться. Генные мутации тоже можно рассматривать как выбор. И в этом отношении мужчина конечно более свободен, потому что на нем «природа» ставит эксперименты по сортировке генов, а женщина - менее, потому что призвана все дельное и нужное сохранять и передавать. Но на уровне интеллекта  эти различия уже по-видимому устраняются.  И выбором оказывается рациональное или иррациональное предпочтение. Причем выбор не симметричен: между А и Б на самом деле не выбирают. Так только говорится. На самом деле человек делает движение в сторону только одного, а второе само уже отказывается отвергнутым, просто вследствие того, что человек пошел за первым. Буриданов осел - не выбор, но несвобода. При свободе у кормушек будет разный вес, или кроме кормушек наёдется что-нибудь ещё.

Свобода выбора, таким образом, - это такой расклад, при котором ты можешь не испытывая неприятностей  предпочесть то, что тебе нравится и приносит удовольствие.  Т.е. свобода выбора означает, что уже есть и более и менее приятное.  Или сказать иначе - когда бОльшая потребность и желание тебе известны. Если нет различных по предпочтительности желаний и потребностей, то о выборе уже не получается говорить. Исходя из этого, несвободный выбор - это расклад, в котором ты совершаешь движение в сторону предпочитаемого, но не можешь обойтись без неприятностей. Но на самом деле, это, кажется, не совсем выходит так.

Обычно когда говорят о несвободном выборе, то имеют в виду - внешние ограничения. Т.е. не просто неприятности, скажем какие-то трудности, в интересном деле, но то, что тобой управляют, угрожая отнять ещё более важные свободы, чем уже отняты. Это может быть принуждение как другим человеком, так и образное принуждение «обстоятельствами». В любом случае речь об угрозе лишиться ещё более важных свобод. И, следовательно, свободный выбор бывает только тогда, когда таких угроз в ближайшем обозримом будущем по-видимому нет.

Свобода и отношения

Свобода по отношению к кому-то это уже немножечко другая категория, чем свобода «вообще».

Если последнее - расклад, при котором ты можешь не испытывая неприятностей заниматься тем, что тебе нравится и приносит удовольствия, и не более, то первое - такие отношения, при которых ты можешь не испытывая неприятностей заниматься тем, что нравится в отношении других людей. А это значит, что во-первых, ты не испытываешь и неприятного тебе их воздействия. Это могут быть как их самостоятельные поступки, так и реакция на твои действия в отношении их.

Таким образом, свобода в обществе изначально ограничена самим фактом того, что есть другие и они что-то делают, что нам может не понравиться. Это даже если не считать того, нравится ли им, что мы делаем с ними или нет. Во-вторых, даже если им это безразлично, мы можем переживать из-за последствия своих действий в их сторону, и это дополнительно ограничивает число и уровень наших свобод. Отсюда как личные конфликты, так и войны. Как семейная психология, так и нравственные учения - чтобы решить проблему свободы, и, значит, отчасти - вопрос  страдания и удовольствия по отношению к другому.

Свобода и коллектив

Для человека «я» не всегда оказывается самым важным. Иногда для него важнее «мы». И не только в детстве, пока индивидуальность, как принято говорить «ещё не развита», но и в зрелые годы. Просто с годами и опытом «мы» перемещается со случайного на более важное. В этом легко убедиться хотя бы потому, что даже самые опытные и «развитые» личности, легко прощающие личные обиды, не всегда считают возможным не вступиться за «наше», когда кто-то пытается уничтожать ценности необходимые для благополучия или выживания тех, за кого они чувствуют себя ответственными. У каждого своё - семья, команда, или культура, церковь, Родина, Отечество. Но всегда это «мы», всегда это коллектив.

Личная свобода (когда ты можешь не испытывая неприятностей заниматься тем, что тебе нравится и приносит удовольствия) иногда вступает в противоречие с свободой коллектива - когда мы можем, но не я. Одни люди импульсивно действуют то, исходя из предпочтений общей свободы, то из свободы индивидуальной, другие пробуют это решать осознано. Тут важно другое - свобода не сводится к личному.  И сам конфликт я-свободы и мы-свободы уже оказывается её ограничением. И вместе, он не может быть решен ни в пользу «я», ни в пользу «мы». И тут может также доходить до войны как и в отношениях. Только войны между потребностью защищать индивидуальные интересы и потребностью защищать свой коллектив. Т.е. свобода - это ещё и возможность выиграть вот в этой войне. Скажем вместо ущербного эгоизма, или не менее ущербной забитости, оказаться или в положении лидера - когда свои потребности совпали с чужими и коллективными (сам этого не сделаешь, такое "даётся"), или в положении отшельника или изгоя, когда ты убежал из общества на время, чтобы расслышать, чего же тебе действительно нужно, определить свой путь, а не жить тем, что тебе невольно навязывает коллектив.
Previous post Next post
Up