Про установку круиз-контроля в автомобиль

Jun 26, 2015 11:59


Круиз-контроль - это такой кусок автопилота, который умеет управлять педалью газа автомобиля.  Достиг, скажем, на трассе скорости 90 км/ч, нажал на кнопку, круиз  запоминает скорость и дальше поддерживает ее неизменной, самостоятельно поддавая газ в горку и убавляя при движении под уклон. Можно не следить за скоростью и убрать ногу с педали, что важно при многочасовых пробегах по европам. В необходимости этого я убедился на своих ногах в прошлогодних заездах, и к предстоящему решил воткнуть круиз в свой автомобиль.
Во многих современных машинах эта опция уже есть, в большинство других можно установить. Особенно просто это делается в автомобилях, оборудованных стандартной современной электроникой - электронной педалью газа и выходом датчика скорости.
Вообще, любой автомобиль с этими штуками уже может самостоятельно поддерживать скорость, то есть иметь встроенный круиз контроль. Но у многих в прошивках автомобильного компьютера  нет соответствующей программы, или она заблокирована, а также не хватаеткнопок для управления круизом. Для некоторых таких авто умельцы научились перепрошивать, или активировать круиз и добавлять недостающие кнопки.
Suzuki SX4 в определенных комплектациях, например, для американского рынка, тоже имееет круиз-контроль. У нашей даже, если присмотреться, можно разглядеть в приборной панели лампочку CRUIZ. А среди запчастей продаются кнопки управления круизом, встраиваемые в руль. Умельцы давно копают прошивку нашей версии, но пока вердикт неутешителен - встроенного софта нет и его не активировать.
Приходится ставить внешние блоки, компьютеры, занимающиеся круиз контролем.
Есть несколько фирм, выпускающих круиз-контроли. Dancar, El-Pas, i-DialCruise, Rostra, Waeco. После долгих поисков и многочисленных обломов (одни уже не выпускаются, другие не отвечают, третьи в кризисе) я, наконец, приобрел Waeco MagicSpeed MS880 в петербургской фирме Автокомфорт. В комплекте с кнопками и адаптером педали это стоило меньше 27 тыс рублей.  В других фирмах комплект стоил от 30 до 37 тыс.
Вот так оно выглядит в коробочке.





На ней даже есть информация по-русски.  И русская инструкция от производителя. Фирма-разработчик  немецкая, выпускает еще несколько видов круизов и разных пультов управления ими.



Вот что было в коробочке. Сверху комплект для подключения к педали сцепления, у кого она есть, слева пучок проводов для подключения к автомобилю, в середине разъем с проводами к педали акселератора конкретного автомобиля за бешеные деньги, справа ручка с кнопками управления примерно за такие же деньги и справа внизу непосредственно мозг круиз-контроля, 20/27 цены.



Этот круиз универсален - может подключаться к десяткам, если не сотням автомобилей, причем в двух вариантах - по компьютерной шине автомобиля CAN, или с аналоговым подключением - к датчику скорости и педали тормоза.
Вот кусок документации  по поддерживаемым авто. Для SX4 почему-то приведено два варианта, через CAN и аналог. Глядя на это, я заподозрил грядущие проблемы, но решил, что справлюсь.



Подключение через CAN наиболее просто и является приоритетным. CAN это такая стандартизованная автомобильная компьютерная шина, типа USB, по которой  автомобильный компьютер непрерывно передает кучу информации о состоянии машины - скорости, обороты, температуры, напряжения и т.д., там же передаются ошибки и сбои и принимаются команды управления.
При подключении круиз контроля, он берет из этой шины только значение скорости машины и сигнал нажатия педали тормоза.
Шина эта выведена на стандартный диагностический разъем OBD-2, находящийся под рулем, и представлена в нем двумя контактами под номером 6 и 14, один под другим. Вот они, видны на этом снимке.



Круиз-контроль двумя соответствующими проводками подключается к этой шине, еще одним проводком - к питанию, и комплектом подключения - к педали акселератора. Это совсем просто, в комплекте два разъема папа-мама, из педали выдергивается родной разъем, в педаль вставляется разъем папа от круиза, а к маме подключается выдернутый родной разъем. Получается, что круиз подключается в разрыв проводов от педали. Внутри круиза реле замыкает проводки между собой, никак не влияя на работу педали в выключенном состоянии, а когда круиз включается, реле разрывает контакт и круиз сам начинает генерировать сигнал, эмулируя педаль при поддержании скорости.
Для управления круизом предназначен рычажок с тремя кнопками и светодиодом. Я этот рычажок разместил за рулем слева после рычага управления светом.



После этого запустил процедуру синхронизации круиза с автомобилем. Для синхронизации служит специальная комбинация команд, отдаваемых круизу через ключ зажигания, педаль тормоза, кнопок на рычаге управления и самом блоке круиза. Процедура не очень тривиальная, но после второго десятка попыток запоминается почти назубок.
В общем, синхронизация, согласно руководству, заканчивалась у меня успешно, светодиодом с тремя гудками, но после этого, при переходе к проверке педали акселератора, сразу же начинал звучать сигнал ошибки - "проверка педали безуспешна".  Когда я выучил ту сложную комбинацию команд синхронизации, решил что надо подходить с другой стороны. Прицепил круиз к кнопке педали тормоза, благо она выдавала правильные сигналы, и перевел его в аналоговый режим. После этого, по руководству, надо юстировать злополучную педаль акселератора, к чему я приступил с некоторым волнением и это волнение оказалось не напрасным. Звуки выдавались совсем не те, что написаны в инструкции.  После многочисленных попыток получить нужное, я загрустил и написал письмо продавцу с описанием проблемы. Продавец оказался на удивление отзывчивым, предположил, что круиз неисправен и на следующий день выслал мне новый прибор.
Правда, выслал какой-то злополучной транспортной компанией Возовоз, которая доставляет хоть и быстро, но ужасно криво с помощью СМС, в которых должны приходить какие-то коды и выдача посылок происходит только по этим кодам. А что делать, если СМС не доходят? - Вот тут то у них все и встало напрочь. Ну не предусмотрено у альтернативно одаренных разработчиков этой системы альтернативных путей аутентификации. В результате я провел в этой транспортной компании полтора часа, выбивая посылку, с десятками звонков, постановками на уши местного, центрального и петербургского офиса и добычей вожделенной СМС обходными путями.
Наконец, получив, тут же подключил прибор к автомобилю, благо после пары десятков попыток, это делается за 5 минут с закрытыми глазами.
И что же? - получил ту же самую картину. Маслом. Прибор не собирался синхронизироваться с педалью акселератора.
В замешательстве я приехал домой и с перепугу собрал на коленке эмулятор автомобиля. Вот такой он вышел:



Слева рычаг с кнопками управления круизом, в середине разъемы подключения к педали акселератора, справа блок круиза и ниже переменный резистор с тремя постоянными - это собственно педаль акселератора. К этому времени я ее уже изучил досконально, она формирует, в зависимости от нажатия, два напряжения, одно от 0.7 до 4 вольт, второе ровно в два раза меньше, от 0.35 до 2 вольт. Поэтому и схема получилась простой, два элементарных делителя напряжения.
После произведения соответствующих опытов и измерений, обнаружил, что круиз все-таки чувствует педаль, ему не важны перепутанность проводов и уровни напряжений и, наконец, до меня дошло, что в инструкции сигналы юстировки описаны неверно.  Вместо постоянного звука должен быть прерывистый, который никак не реагирует на степень нажатия при юстировке. А я его воспринимал как сигнал ошибки.

Ну а дальше все прошло без проблем. Вернулся к машине, проверил, и уже стационарно подключил круиз. Сигналы тормоза взял с выключателя у педали. Вот там, пара коричневых проводков, примотанных синей изолентой.



Сигнал скорости - за аудио системой, присоединением синего проводка от круиза к сиреневому.



Дальше по инструкции тестируем, настраиваем, обнаруживая  еще одну ошибку в инструкции - дефолтное значение PPM/GAIN не 5 гудков, а 9, ну это уже не очень существенно.
И теперь все работает, автомобильчик проапгрейжен до круиз-контроля и сам поддерживает заданную скорость!
Да, там еще есть кучка возможностей - скорость меняется с кнопок, запоминается и восстанавливается нажатием кнопки, есть функция ограничителя скорости, можно регулировать скорости подхвата и удержания и т.д, и т.п.  Будем теперь смотреть как оно поведет машину на трассах и в европах..

Автомобили

Previous post Next post
Up