Многие в последнее время носятся с либерализмом и консерватизмом, представляя их чуть ли не как существеннейшую оппозицию. Откуда же эти качества происходят, и что за ними стоит в сущностном классовом отношении. Начнем с консерватизма, раз уж
мы о нем упоминали,
говоря о политическом спектре мелкобуржуя. Консерватизм - это национализм и клерикализм, к которым тяготеет мелкобуржуй. Ему по основному роду его деятельности требуется кооперация. Нация и религия - это вполне подходящая основа для получения кое каких преференций при прочих равных или почти равных условиях. Ну очевидно же, есть разница, когда тебе близкий по крови и духу человек, почти родственник, продает какую-то вещь / оказывает какую-то услугу или какой-то пришлый непонятный инородец пытается сделать тоже самое. Это понятно, а правизна-то тут при чем?
- А правизна при том, что средне и отчасти крупно буржуям нужна электоральная база! Вот они с помощью крови и почвы и пытаются привлечь братьев своих меньших - мелкобружев. Привлечь-то они их этим привлекают, но при этом и сами неизбежно начинают тяготеть к центру, усваивая до некоторой степени социальную повестку мелкобуржуев. Таким образом и получается по закону Дюверже, что борются две партии центристского толка - левоцентристская социалдеморкатическая профсоюзная и правоцентристская мелкосреднебуржуазная.
Но есть и а) крупная буржуазия, б) иностранный капитал, а также и в) ВСЯ торговая буржуазия до последнего ларечника, которым меньше всего нужны какие-либо ограничения, призванные поспособствовать местным жителям. Вот этот широкий спектр - придерживается лозунга laissez faire - позвольте делать, т.е. в данном контексте - продавать что-то дешевле. Крупная буржуазия при этом может влиять на правящую бюрократию уже непосредственно подкупом, после всех избраний и назначений. Торговая буржуазия аккумулирует денежные средства быстрее всего. А производственная буржуазия тоже ищет свою выгоду, перенося производство туда, где рабсила дешевле и налоги ниже. Получается неслабый такой либеральный монстр, особенно после глобализации и при усилении страновой специализации, и в целом он бьет консервативного.
Таким образом, консерватизм идеология местной производственной средней буржуазии и отчасти деклассированных мелкобуржуазных трудящихся. Четко классовым профсоюзникам никакие попы для иллюзорного примирения с буржуями даром не нужны. А либерализм - это идеология крупного транснационального капитала + местных перепродавцов импорта.
Поэтому в строгом смысле никакого «левого консерватизма» быть не может, как и тем более никакого «левого либерализма». А в мутном смысле - левый консерватизм призывает что-то производить самим, а левый либерализм - расслабиться и потреблять готовое.
Разумеется, влиять на бюрократию и буржуазию могут только непосредственно эксплуатируемые ею трудящиеся, организованные в свои профсоюзы. Однако консервативным бюрократическо-буржуйским соловьям легче, видимо, зарезаться, чем озвучить данную самоочевидную истину, поэтому остается им лишь гневно стенать и разоряться благим матом под либерастическим гнетом.