Следующая нашей остановка - дворцовая площадь Патана! Когда-то Патан или, Лалитпур, как его еще называют, был одним из городов-государств долины Катманду, поэтому здесь имеется свой дворец и свои храмы, не менее интересные, чем на площади
Дурбар в центре Катманду! А, учитывая, что погода, на этот раз, совсем другая, нас ждет новое, совсем не похожее зрелище!
Мы собираемся пройтись, под хмурым небом, по дворцовой площади, заглянуть во дворец и индуистский храм..
1.
Вот мы и на стоянке перед площадью. Прямо с ходу ощущается особый, свой колорит Патана. Как буд-то мы, по дороге сюда, перенеслись слегка во времени.. Даже рынок напротив входа на площадь выглядит как памятник старины :)
2.
У стен при входе скульптуры индуистских богов.. Хануман, Ганеша и Нарасингха. Здесь они выглядят намного серьезнее, чем ярко раскрашенные фигурки, которые мы видели в некоторых храмах других стран (например в
пещерных рамах Бату, в Малайзии).
3.
Честно говоря, некоторые, как эта статуя Нарасингхи, настолько "серьезны", что заставляют поежиться!
4.
Но мы проходим мимо грозных изваяний и направляемся дальше на площадь Дурбар.. Да, пока не забыли! Все дворцовые площади, во всех городах долины Катманду носят название Дурбар. Собственно, это и означает "Дворцовая". Поэтому когда вам говорят просто о "Дурбар Сквер" стоит уточнить, какую именно площадь имеют ввиду :)
5.
Город Патан может считаться одним из древнейших городов долины Катманду. Именно здесь обосновался когда-то знаменитый буддийский король Индии Ашока, распространивший свои владения до территории современного Непала.
Но мало того - по легендам, в этих местах бывали еще сам Гаутама Будда и его ученики..
6.
Дворцовая площадь Патана знаменита, прежде всего, своими храмами. Все они индуистские и посвящены разным богам: Кришне, Шиве, Бхимасене, Ганеше.. И, конечно Таледжу - покровительнице дома Малла - королей Патана.
7.
Хотя, кроме храмов можно увидеть и другие интересные вещи.
Это колокол Таледжу. Когда он был установлен, подданные могли позвонить в колокол и, привлекши таким образом, внимание короля, рассказать ему о своих бедах, прося его суда или помощи..
8.
Дальше в глубине площади, на каменном столбе установлена статуя одного из королей династии Маллы. Йоганарендра известен тем, что добровольно отрекся от трона, скорбя о смерти своего сына..
9.
Храм Кришна Мандир. Посвящен он, как понятно по названию, Кришне - восьмому воплощению бога Вишну в индуизме. Наверное, самый знаменитый из храмов этой площади.
10.
Это один из самых ранних представителей архитектурного стиля Шикара [
Wiki]. Храм богато украшен барельефами с картинами из индийских эпосов, внутри находится статуя Кришны.. Но вот нам, неиндуистам, вход к сожалению, воспрещен..
11.
Напротив храма, на каменной колонне, преклонил колено царь птиц Гаруда - верный спутник Вишну.
12.
Дальше стоит старинный храм Вишванатх, посвященный Шиве.
13.
Он построен в начале 17го века. Вход в храм охраняют два каменных слона. Сам храм недавно отреставрирован, но слоны стоят непоколебимо с 1627 года, когда они были установлены..
14.
Напротив вход во дворец.
15.
Во дворце Патана тоже не разрешено фотографировать. По крайней мере, в большинстве помещений.. Но кое-где снимать, вроде-бы все-же разрешали, а кое-где, мне удалось перехватить кадр-другой тайком.. :) И это очень хорошо, потому, что внутри этого дворца было куда интереснее, чем в королевском дворце Катманду!
16.
Прямо на лестнице на стенах можно увидеть оригинальные резные балки храмов, которые были заменены копиями при реставрации.
16.5 :)
Руки мастеров 18го, 17го, а кое-где и 16го веков были не менее искусны, чем у их далеких потомков, отреставрировавших храмы в 20ом веке..
17.
Обстановки в комнатах дворца не сохранилось. Вместо этого здесь выставлена коллекция предметов искусства и буддийской и индуистской культуры Непала.
18.
Здесь нет такого количества золота, что мы видели в
Мьянме, но если вы хотябы немного интересуетесь религией, историей и культурой Непала и Индии, посмотреть на эту коллекцию стоит.
19.
Кроме статуэток, здесь можно увидеть и старинные манускрипты и почитать краткие статьи, посвященные индуизму и тантрическому буддизму Непала.
20.
Музей расположился на нескольких этажах здания дворца, в галереях, окружающих центральный дворик. Но все-же он не слишком велик. Чтобы обойти его неспеша, нам потребовалось около получаса.
21.
Один из экспонатов, сохранившихся от оригинальной обстановки - трон короля Патана, окружающий сидящего на нем монарха атрибутами божеств индуистского пантеона.
22.
С удовольствием пройдя по залам бывшего дворца и "урвав" кое-где несколько снимков, мы возвращаемся на площадь.
23.
Здорово, что здесь, также, как и на дворцовой площади Катманду, продолжает кипеть обычная городская жизнь, не желая уступать центральную площадь своего города в безраздельное пользование туристов :)
24.
Когда мы пожаловались Асису, как жаль, что нас не пускают ни в один индуистский храм, он сказал, что и в этом правиле есть свои исключения!
Хотя мы и не можем заглянуть в шиваистский Вишванатх, сразу за ним стоит храм Бхимасены, в который, как раз, можно войти!
25.
Вот как он выглядит из окна королевского дворца.
Бхимасена - индуистский бог торговли, также он выступает одним из героев Махабхараты. Бхима - самый могучий из братьев-Пандавов, главных героев эпоса.
26.
К сожалению, терпение служителей храма не безгранично и, войдя внутрь, можно направлять фотоаппарат только наружу, снимая улицу вокруг или внешние детали храма..
27.
Сам же храм довольно темный и тесный. Внутри на ваши плечи как будто наваливается огромный груз веков.. Алтарь, статуя Бхимасены и предметы культа выглядят настолько старыми, что даже не верится что этот храм построен "всего-навсего" в начале 18го века..
28.
Заинтересовавшись площадью перед храмом, выйдя наружу мы подошли к старинному "водопроводу" Манга Хити.
29.
В центре сооружения из трех источников, выполненный в форме голов мифических чудовищ до сих пор льется вода.
30.
Сразу видно, что это место ничуть не утратило своего изначального смысла. До сих пор множество людей приходит сюда ежедневно за водой. Если бы не пластиковые канистры, так можно было бы забыть о календаре..
31.
Туристы с любопытством поглядывают на горожан, но и сами не остаются без надзора! Бдительные пенсионеры внимательно поглядывают из своих окон за жизнью города..
32.
Пройдя всю площадь Дурбар насквозь, мы возвращаемся к машине, чтобы продолжить свой сегодняшний маршрут..
Нам предстоит попасть под ливень, но, в качестве компенсации, получить возможность посетить старинный храм в полном одиночестве..
Читайте об этом в
следующей записи! :)