МИСС МАРПЛ: ДЕЛО О НЕВИНОВАТОМ РАФИКЕ

Dec 02, 2013 15:39



Известие о том, что адвокаты убийцы полковника Буданова подали апелляцию, признаться, вызвало у меня удивление. Приятное удивление. Я опасалась, что эта тварь уже давно греет бока где-нибудь в Эмиратах. В то же время, боюсь, рассмотрение апелляции вызовет новый виток истерии, характерной для всего процесса над Темирхановым.

Процесс этот я считаю ярким свидетельством позора СК РФ и в целом государственной власти. Это оскорбление памяти погибшего героя войны. Более наглядного нежелания расследовать кровавое преступление невозможно представить. Стремление поскорее спихнуть дело с рук бросается в глаза. Халтура и нестыковки видны каждому.

Но вот из этой очевидности довольно большая часть общества делает опрометчивый вывод: что-де следаки, вместо того чтобы искать настоящего убийцу, засудили первого попавшегося и, разумеется, совершенно невиновного чеченца. Русские в массе своей вообще люди добрые, но иногда прекраснодушием прикрывается обыкновенное нежелание думать.

Прежде всего, на каком основании базируются наши впечатления? Ведь СМИ, не устающие называть это убийство громким и резонансным, процесс практически не освещали. И лишь когда грянули всем известные скандалы, вдруг откуда ни возьмись налетели комментаторы. Их единодушие наводит на мысль о личной выгоде в этом деле. Вот они-то и лепили «общественное мнение», втаптывая в грязь оппонентов, беззастенчиво пользуясь тем, что у обвинения на этом процессе были накрепко связаны руки. Задумаемся.

Один из козырей защиты - история с похищением и пытками Темирханова некими силовыми структурами за неделю до официального ареста. Адвокат Темирханова Мусаев обычно говорит, что от его подзащитного, разумеется, ни в чем не виноватого, «требовали признания в убийстве Буданова». Но почему схватили именно его? Мусаев никаких пояснений не дает. «Я не буду гадать, почему обвинили именно его», - отвечает он, и сразу пускается в рассуждения, какой прекрасной души человек - его подзащитный. А зря, ему не мешало бы придумать какую-нибудь версию: вопрос-то резонный. Темирханов - состоятельный чеченец со связями, заранее было ясно, что ему наймут дорогих адвокатов, которые поднимут максимальный шум. Если задача - засудить абы кого, можно бы подыскать какого-нибудь менее социально защищенного чеченца, а то и вовсе... «лицо славянской внешности». Объяснение находим в семистраничном заявлении похищенного, содержащем подробности, которые грамотный адвокат предавать огласке не посоветовал бы.

По материалам этого заявления пишет статью жадное до сенсаций агентство FLB: «… Затем его стали избивать и требовать признания в том, что он является убийцей Буданова. «Они говорили, что им известно, что Буданова заказал Рамзан Кадыров и его помощник Лорд, который курирует силовиков в Чечне».

Стоп, стоп. Представим - идет себе ни в чем не повинный чеченец, и вдруг на него налетают мужики в масках, везут куда-то, избивают и требуют сказать, где на кладбище зарыты десять тысяч таньга «Назвать имя заказчика».

Безусловно, Темирханов описал в своем заявлении реальные события: выдумать такие детали, скажем, отношения наших силовиков к Буданову, ему бы просто не пришло в голову. Люди в масках сказали ему, «что, возможно он если и не сам убил Буданова, но участвовал в выполнении заказа Лорда»; «...Позже в камеру к Темерханову пришел некий человек и сообщил: «За Буданова тебя надо было бы убить, но ты будешь сидеть, ты уже дал показания на Лорда, а если он, то это Кадыров. У нас есть видеозаписи твоих показаний».

Защита уверяла, что несмотря на пытки никаких признаний от Темирханова не добились. Но представляется вполне вероятным, что запись, обличающая верхи чеченского руководства, была действительно получена. И сочувствовать «несчастному» я не буду. Повторюсь, ситуация, когда серьезные силовики хватают первого встречного и ни с того ни с сего разыгрывают спектакль, не укладывается в рамки здравого смысла.

Что это было? Возможно, сказалась неоднородность силовых структур. Возможно также, что расследование провели на свой страх люди, оскорбленные убийством Буданова, без согласования с начальством. Могли ли они всерьез рассчитывать на уголовное преследование Кадырова и его приближенных? Вряд ли. Но если бы не их отчаянная инициатива, вероятно, сегодня мы имели бы по делу об убийстве полковника какого-нибудь очередного «Тихонова»...

В отличие от судебного процесса, следствие по делу Темирханова освещалось в СМИ более активно и непредвзято. Нам сообщили, что для захвата не кого-нибудь, а именно этого «совершенно невиновного чеченца» (тогда, как известно, он носил имя Магомед Сулейманов), ребятам пришлось изрядно побегать: «На Сулейманова следователи вышли, отследив телефонные звонки, исходившие из района, где был застрелен экс-полковник. Об этом заявил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. Он добавил, что после убийства Буданова подозреваемый выехал за пределы Москвы - на территорию северокавказского региона. «Оперативным путем Сулейманова удалось выманить обратно в столицу, где он был задержан в середине этой недели», - сказал собеседник агентства. Он отметил, что следователи пока не могут сказать точно, был ли Сулейманов непосредственным исполнителем преступления. «Возможно, в Буданова стрелял другой человек. С достаточной долей уверенности можно сказать, что у Сулейманова были сообщники», - отметил источник».

На момент официального ареста Сулейманова-Темирханова следствие установило практически все важные детали преступления.
«Предполагаемый убийца Буданова (ему уже предъявлено обвинение) вошел в состав преступной группы, планировавшей покушение полковника, в апреле 2011 года. Перед тем, как решиться на убийство, сообщники узнали маршрут передвижений Буданова, причем следил за ним, судя по данным сотовых операторов, сам Сулейманов - соединения с его телефона фиксировались в местах, где незадолго до убийства бывал бывший полковник».
«Следствие предполагает, что в этом деле замешаны еще два человека: сообщник Сулейманова и заказчик преступления».
«...экспертам удалось обнаружить в салоне отпечатки пальцев двух человек. В частности, они были на паре находившихся в Mitsubishi Lancer журналов. По версии следствия, их киллеры читали, когда следили за Будановым».

8 сентября Росбалт писал: «Определились правоохранительные органы и с мотивом преступления. По основной версии, Сулейманов застрелил Буданова не за вознаграждение, а по мотивам мести за убитую Будановым девушку Эльзу Кунгаеву. Причем сделал он это по рекомендации своего знакомого, личность которого уже практически установлена».

Собственно, мотив в этом деле не то что на поверхности лежит - под ноги бросается. Он в том, что для чеченца не надо мотива, чтобы убить Буданова. Полковника обрекла на смерть верховная российская власть, распространив о нем клевету и тем самым натравив на него весь «гордый чеченский народ», который, как говорят, «обид не прощает», да вот беда - совершенно не умеет думать.

На следующий же день после ареста Темирханова-Сулейманова за него подписались московские чеченцы: «В чеченской общине Москвы хорошо знали арестованного по обвинению в убийстве экс-полковника Юрия Буданова Магомеда Сулейманова, который давно жил в столице России занимался бизнесом и никогда не имел проблем с законом."Магомед Махмудович Сулейманов - человек очень набожный, считался крупным богословом, - рассказали в общине Росбалту. - Его приглашали, чтобы по мусульманскому обычаю совершить обряд свадьбы или отпевания". Почему Магомеда Махмудовича знают в основном как Юсупа-Хаджи, в чеченской общине не пояснили.

Но оперативная информация портит облик богобоязненного чеченца: «В 1999 году Сулейманов уже попадал в поле зрения правоохранительных органов. Тогда Магомеда и двух его знакомых - Ислама Дадалова и Джаби Хатуева - заподозрили в незаконном обороте оружия. Впрочем, до суда дело так и не дошло. .... Хатуев, по словам сыщиков, хорошо известен в криминальном мире столицы... Оперативники полагают, что все эти годы Магомед поддерживал отношения с Дадаловым и Хатуевым».
«Спустя год он заинтересовал сыщиков в рамках расследования деятельности нескольких "авторитетов" "реутовской" преступной группировки. Оперативники подозревали также, что Юсуп-Хаджи связан с "лазанской" преступной группировкой и ее лидером Хож-Ахмедом Нухаевым".

Вот такой многогранный «авторитет» и «решала» наш Юсуп-Хаджи. Впрочем, земляков его криминальные связи отнюдь не шокируют, скорее наоборот: «Его называют знатоком горских обычаев - адатов, а также человеком, способным отстоять интересы друзей и знакомых в любой ситуации, «хоть с бакинскими, хоть с солнцевскими».

29 сентября появился второй арестованный фигурант по делу об убийстве полковника. Это сотрудник правоохранительных органов, который передал преступникам персональные данные Юрия Буданова. Взамен полицейский получил денежное вознаграждение. По решению суда он был взят под стражу, ему предъявлены обвинения по статьям УК РФ 105 (убийство) и 290 (получение взятки). А после того как сравнили образцы ДНК преступников, найденные в несгоревшей машине, с биоматериалом семьи Темирханова, следствие определилось и со вторым соучастником. Это брат Юсупа-Хаджи - Юнус-Хаджи Гагалов. Выяснилось также, что братья входят в один тейп с приспешником Кадырова по кличке Лорд.

Таким образом, налицо крепкая следственная работа, успешное выявление организованной преступной группы, осуществившей убийство по предварительному сговору (статья 105 ч.2 п.ж). Роль Темирханова вырисовывается на этом этапе скорее как организатора преступления. Но какой рост и цвет волос имеет его брат Юнус, узнать не представляется возможным, поскольку тот находится в бегах и арестовать его пока не удается.

Но к тому времени, как были выяснены эти подробности, ситуация коренным образом поменялась. Похоже, что каша, которую заварили ребятки из "Белой стрелы", пришлась не по вкусу кому-то наверху, и тут ребяткам сказали «фу». И пошел откат по всем фронтам. Никакой преступной группы не было. Был мститель-одиночка. «У правоохранительных органов и спецслужб сейчас практически нет сомнений, что действовал Сулейманов-Темерханов в одиночку. Он сам нашел оружие и автомобиль, использовавшиеся во время убийства, следил за Будановым в Москве, подбирал место для совершения преступления и т.д.».

В общество вбрасывается слезоточивый сюжет об отце Темирханова, сожженном заживо пьяными русскими солдатами еще в первую чеченскую. Уже тогда Темирханов задумал отомстить какому-нибудь «яркому представителю социальной группы» военнослужащих, с каковой целью 1 августа 1996 года выправил в ОВД города Аргун подлинный паспорт на имя Магомеда Сулейманова. «Однако в то время Чечня не контролировалась федеральными властями, и там можно было легко сделать настоящий документ на любую фамилию». В то время Юрий Буданов еще не был достаточно «ярким представителем социальной группы», а до злосчастной гибели чеченской снайперши оставались долгие четыре года, но мститель-одиночка действовал на опережение.

Потом, правда, выяснилось, что отца Темирханова сожгли не живьем, а уже убитого, и не пьяные федералы, а «неизвестные в форме федеральных войск» (что отнюдь не одно и то же), и не в первую чеченскую, а в конце второй, уже в 2001-м. Чтобы не получалось, что сынок вознамерился мстить за папашу за пять лет до смерти последнего, «источники, близкие к следствию», стали говорить, что «в феврале 2004 года Темерханов легализовал через сотрудников ОВД города Аргун поддельный паспорт на имя Магомеда Сулейманова».

С этим идиотским «мотивом» следователи носятся как дурни с писаной торбой: «Именно из-за отсутствия четкого мотива в действиях предполагаемого убийцы расследование затянулось более чем на год, - пишут «Известия». - У Магомеда Сулейманова, по документам существующего только с 1997 года, никаких причин расправляться с Будановым не было. А вот Темерханов вполне мог мстить экс-полковнику за отца, заживо сожженного федералами во время второй чеченской кампании».

Так-таки не было? После того, как некий «герой россии» сказал: «Каждый мужчина, женщина и ребенок считает, что пока Буданов существует, позор не снят с нас»?..

Как бы то ни было, 6 июля 2012 года Темирханову было предъявлено окончательное обвинение. Точнее... в этот день Темирханову было предъявлено ДВА окончательных обвинения.

О первом информагентства со ссылкой на адвоката Мусаева поведали в тот же день: «Сегодня следствие предъявило Сулейманову окончательное обвинение в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 105 УК) и незаконном обороте оружия (ч. 2 ст. 222 УК)», - цитирует его ИТАР-ТАСС». Эта редакция предусматривает наказание до пожизненного.

А на следующий день, 7 июля, появляется информация, что накануне «Темирханову было предъявлено обвинение в новой и окончательной редакции. Согласно этому документу, чеченец убил бывшего полковника "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы" (ст. 105 ч. 2 п. "л" УК РФ). Кроме того, ему инкриминировали незаконный оборот оружия (ст. 222 УК)». Эта редакция тоже предусматривает наказание вплоть до пожизненного.

Но если первый вариант обвинения исходит из фактов, выявленных в ходе следственных действий, то второй опирается лишь на тот самый идиотский мотив, доказать который нет ни единого шанса. Мусаев комментирует: «обвинение было переквалифицировано, следствие не смогло доказать, что Темерханов действовал совместно с «группой лиц». На этом основании обвинение необходимо было изменить с более тяжкой части 2 статьи 105 УК на менее тяжкую часть 1. Чтобы оставить часть 2, следователи написали, что обвиняемый действовал из ненависти «к социальной группе военнослужащих».

Позвольте, как это не смогло доказать? Доказать-то смогло - поймать не смогло, поэтому выделило в отдельное производство. Но время есть - куда торопиться? Вон Политковскую в 2006 году застрелили, а до сих пор все судят-пересуживают. А тут - лишь бы спихнуть поскорее?

Создается впечатление, что в СК до последнего боролись две противостоящие группировки: одна - заинтересованная в реальном раскрытии преступления и наказании всех фигурантов, и другая - только и мечтающая закрыть дело, повесив все на попавшегося соучастника как на «мстителя-одиночку». Даже арестованный полицейский-иуда бесследно исчез. Видимо, дергать за ниточки, протянутые следствием, было для кого-то смертельно опасно.

Темирханова крепко привязывают к убийству вещественные доказательства. Но гособвинение вынуждено слишком о многом умалчивать, и в этих условиях провести судебный процесс без скандалов можно только при полном бездействии защиты. Легко предположить, что планировалась сделка заинтересованных сторон - мы тихо и спокойно приговариваем к большому сроку единственного фигуранта, успокаиваем народ, а потом вы переправляете его «на отсидку» в Чечню и делаете с ним что хотите. А вы в свою очередь - не мешаете нам. Нарушили ли защитники сделку, или изначально не считали себя ничем связанными, но вели себя на процессе нестерпимо нагло, зная, что прокурорские будут молчать. И только в конце процесса, в обвинительной речи прокурорша, давно еле сдерживавшая бессильное бешенство, как бы угрожая, «упомянула и о брате Юсупа Темерханова Юнусе. "На предметах, изъятых из Mitsubishi Lancer, обнаружены ДНК мужского генотипа, нам остается только задержать брата Темерханова (он объявлен в розыск. - Прим. "Кавказского узла") и задать ему вопрос о его причастности к этому преступлению"».

Вот в таких обстоятельствах суд присяжных отверг фантастический «мотив», в результате чего убийца - омерзительный убийца, даже если он не сам нажимал на спусковой крючок, а был «всего лишь» организатором - отделался частью 1 статьи 105, получив за жестокую расправу над героем чеченской войны Юрием Будановым всего в полтора раза больше, чем он сам - за непредумышленное убийство в условиях военного времени, и столько же, сколько дали лейтенанту Аракчееву за то, что он вообще никого не убивал.

А все дело в том, что ребятки из «Белой стрелы» слишком уж быстро и определенно выскочили на заказчика расправы - «героя россии» Р.А.К.

Буданов

Previous post Next post
Up