наставления некоего абхазского подвижника

Nov 27, 2013 00:29

Привожу вольный перессказ, минимализирующе обобщающий те многочасовые лекции, слышать которые сподобилась от одного более опытного кавказского брата-наставника....
Лекция номер один: о доверии ко Господу.
Самое главное - это самое доверие приобрести. Если наставник не научит свое чадо этому доверию, то послушание теряет всякий смысл. Все наши страсти - от гордыни, от самости, то есть от недоверия Господу. До тех пор мы не сможем полностью на Бога положиться, пока хоть что-то (даже иисусову молитву) будем пытаться делать от себя, своими силами. Нужно просто сесть, сложить руки и принимать все находящее и все творящееся с тобою. Все аскетические советы святых отцов относятся к начинающим: сначала мы должны честно поподвизаться, выложить все свои силы, чтобы увидеть и убедиться, что сами ничего не можем, что страсти остаются в нас... Тогда человек приходит в силуановское отчаяние (в себе), которое может длиться годами. Человек в этот период чувствует себя как кусок рваного мяса (это мясо нашей разорванной самости, то есть души), весь становится сплошной раной. Поначалу боль нестерпима, потом мало-помалу становится тупой, но она уже никогда не пройдет. И только после полного умерщвления нашей самости мы становимся способными воспринимать милость Божию (благодать), то есть доверять только Господу, а не себе. Таков путь, отличный от пути послушания. Настоящий послушник же идет более кратко - через доверие к человеку сразу же доверяется и Господу. Но такие, как Досифей преподобный, являются скорее исключением - такие случаи, может, один раз в столетие бывают.Подобных людей, как Ефрем Филофейский, отличает крайняя простота. А мы все сейчас сложные, поэтому путь наш намного длиннее...
Лекция номер два: о Промысле.
Неверие и расцерковление бывают по Промыслу: в этот период человек может, отойдя на время от фарисейскости, научиться милосердию, то бишь зайти в христианство через другую дверь. Сначала нужно стать хотя бы человеком, а потом уж лезть в монашество. У святых отцов о милосердии мало написано. Потому что оно тогда само собой подразумевалось: милосердие и человечность - это основа. В книге архимандрита Софрония Сахарова описан случай, когда женился архимандрит; это падение было попущено ему для смирения; в конце жизни он покаялся.  Так что неведомым путем Господь ведет нас; в наши времена водительство Божие принимает все более разнообразные формы. По-стандартному (послушанием) сейчас уже не спастись. Если б я, к примеру, пересилила б себя и не ушла из монастыря, то червяк в моем мозгу просто б на время подавился, отошел в подсознание; а потом бы снова и снова мучил бы меня. Посему для очищения от червивости уйти мне было тогда необходимо, чтобы учиться уже на своих ошибках. Если будет нужно, Господь ситуацию изменит Сам, чтобы ты усвоил еще один урок. Сам ты своею самостью не способен очиститься от эгоцентризма.
Лекция номер три: о крестоношении.
игумения Арсения: "все действия Промысла Божия и попущений Его наказательных служат только тогда в пользу человеку, когда он стремится к достижению неземных целей". Главное: насколько дорога человеку Истина? Готов ли он ради Истины на любое самопожертвование, которое потребует от него Господь? Либо человек отдает все, либо (если это тепло-хладность) ничего. все доходят до той черты, когда требуется жертва: либо человек переступает эту черту и принимает в себя Христа, либо идет назад и отступает. Перешедший черту самоотвержения уже Христа в себе носит всегда. А если какой вражеский помысл начинает подходить, то человек чувствует: если приму помысл этот - Христос уйдет. Именно это чувство выявляет помыслы от врага еще до того, как они сформируются в образы или мысли; сам дух человека чувствует, с какой стороны дует ветер, и даже не интересуется, от какой именно страсти этот помысл. Критерий - находящаяся в человеке Благодать.
Подсознание - это часть человека, поврежденная при грехопадении, именно оттуда через наши страсти атакуют нас демоны. Даже если человек ошибется, приняв ответ подсознания за ответ Свыше, прощается, но только - опять же - если человек искринен и стремится лишь к Истине.
Гордость-самость является наркотическим болеутоляющим. А от человека требуется, чтобы всю свою чашу боли он испил наживую. Благодать больше у того, у кого больше скорби. Поэтому-то необходимо удаление от любимых людей: причиняя им таким образом боль, ты делаешь их ближе ко Христу. Все, что мы можем сделать - это передать ближним любовь к Распятию, а это совершается лишь собственным примером.





религия

Previous post Next post
Up